Новости ОСАГО: что изменится в следующем году

31 октября 2018, 17:15 2357

С момента введения в России обязательного страхования автогражданской ответственности прошло 15 лет.

Очередные новшества, призванные сделать систему более гибкой и удобной, ожидают водителей в 2019 году. Предполагается, что новый пакет законодательных инициатив решит наиболее острые вопросы, волнующие автовладельцев.

КБМ больше не «сгорит»

Наиболее существенные изменения в законе об ОСАГО коснутся порядка присвоения и сохранения коэффициента бонус-малус (КБМ), позволяющего водителям с безупречным стилем вождения приобретать полис ОСАГО со значительной скидкой. Скидка за безубыточное страхование по ОСАГО составляет 5% за каждый год безаварийной езды и может за 10 лет достигнуть 50%. К сожалению, сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, ему присваивается начальный 3 класс (КБМ = 1), а скидка просто сгорает (как, например, скидочный талон в магазин).

Я получил права более 20 лет назад, 5 лет подряд страховался без перерывов, аварийных ситуаций не было, и мой КБМ составлял 0,75. И вот два года нигде не вписывался в страховку и не ездил за рулем (работы такой не было и не было необходимости). А тут купил себе авто и пошел в страховую. Там сказали – все скидки обнулились из-за большого перерыва. Получается, меня приравняли к новичкам или даже к водителям, которых на полтора года лишили прав за пьянку за рулем? – обижается житель Петропавловска-Камчатского Дмитрий Сухоросов.

Наличие проблемы подтверждает директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касаются именно коэффициента бонус-малус (КБМ), – говорит эксперт ЦБ. –   Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей.

В следующем году эта несправедливость будет ликвидирована. «Срок давности» будет отменен, и, даже сделав перерыв в несколько лет, человек, вновь пришедший за «автогражданкой», получит бонус в соответствии с имевшимся у него ранее КБМ. Но это будет работать и в обратную сторону: водитель, который совершил несколько аварий и получил коэффициент 2,45, больше не сможет очистить свою историю, прервав стаж вождения на год или проведя какое-то время за рулем по полису без ограничения водителей.

Также будет устранен и еще один существенный недочет – «задвоение» КБМ у водителей, вписанных в полисы ОСАГО на разные машины – нередко и в разных страховых компаниях. По новым правилам один КБМ будет присваиваться каждому водителю раз в год.

Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы, – рассказал в интервью 56orb.ru Филипп Габуния. – У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку.

Индивидуальный подход – и противодействие мошенничеству

Покупка полиса ОСАГО – это отдельная история для каждого водителя, особенно для новичков. Многие страховые компании в определенный момент повели себя по отношению к клиентам не лучшим образом: стали при оформлении полиса навязывать обязательное дополнительное страхование (здоровья, имущества и т. д.), а то и сознательно ограничивать выдачу бланков, чтобы создать ажиотаж и очереди. Все это вызвало бурю негодований и немедленное реагирование со стороны Банка России. Но, несмотря навведение «периода охлаждения», когда можно отказаться от ненужной или навязанной страховки, и последовавшее за ним снижение количества жалоб на навязывание дополнительных услуг, проблему нельзя пока назвать полностью решенной.

Банк России продолжает борьбу с такими нарушениями и планирует вновь увеличить штрафы для страховщиков, препятствующих нормальной покупке полиса ОСАГО. Предлагается обязать страховщиков вести непрерывную видео- и аудиозапись оформления договоров автострахования для выявления регулятором нарушений правил продаж полисов ОСАГО.

Ликвидация еще одного пробела в законодательствепока еще обсуждается. Сейчас страховые компании рассчитывают стоимость выплат на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП, с учетом износа деталей. Нововведения позволят сделать так, чтобы выплаченной страховщиком денежной компенсации хватало на ремонт. Но будет предусмотрено и противодействие мошенничеству – сознательно угробить старую машину и отправиться за новой с деньгами, полученными по страховке, все равно не получится. При полной гибели автомобиля возмещаться будет его реальная стоимость.

Еще одно возможное изменение касается постепенного повышения лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. В данный момент жизнь пассажира общественного транспорта оценивается вчетверо выше, чем жизнь пешехода или человека, находящегося в салоне частного авто. То есть если при столкновении маршрутки и автомобиля погибнут люди, то родственники погибшего в маршрутке получат два миллиона, а выплата компенсации наследникам пассажира машины не превысит 500 тысяч рублей. В течение нескольких лет планируется исправить эту несправедливость, постепенно подняв страховую выплату по ОСАГО до тех же двух миллионов.

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.

Прежние новости на эту тему

Пока нет