В российских аэропортах резко выросли цены на авиатопливо: ИА «Кам 24»

В российских аэропортах резко выросли цены на авиатопливо

14 августа 2020, 21:37

В ряде аэропортов России, в том числе дальневосточных, резко подорожал авиакеросин. На это не повлияли ни рухнувший спрос на него из-за COVID-19, ни снижение стоимости нефти на мировых рынках.

Среди мест, где наблюдается наиболее существенный рост – Владивосток и Благовещенск, а кроме этого, Москва, Иркутса, Красноярск и другие города. Топливо в некоторых аэропортах подорожало сразу почти на две трети.

При этом на биржах, где топливом торгуют, высоких цен не наблюдается. Проблема именно в воздушных гаванях, допуск к заправке самолётов на которых имеют конкретные компании. Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта на этом фоне подготовила обращение в адрес федерального министерства транспорта. Организация просит организовать проверку ценообразования авиатоплива в российских аэропортах с участием Федеральной антимонопольной службы.

Как пишет «Нефть и капитал», на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в августе 2020 года стоимость тонны авиакеросина ЯНОСа составляла 26,303 тысячи рублей за тонну по сравнению с 37,573 тысячи рублей в августе 2019 года. Это цифры из западной части России. На востоке общая тенденция повторяется: цена за тонну авиатоплива АНХК на бирже в августе этого года составляет 33,689 тысячи рублей,  а годом ранее была 41,904 тысячи рублей за тонну.

В основном авиакеросин перевозчики приобретают через тендерные процедуры. В тендерах участвуют топливозаправочные комплексы российских аэропортов. Они, в свою очередь, покупают часть топливных объемов у трейдеров. Те же участвуют в торгах на вышеуказанной санкт-петербургской бирже. Сами комплексы на бирже отсутствуют, всё проходит через таких посредников, как «Солид Товарные рынки», «ИнвестНефтеТрейд», «Олимп-Трейд» и другие трейдеры. К некоторым из них у ФАС уже были претензии.

Как говорят данные экспертов, к примеру, в июле 2020 года до 80% объема топлива для реактивных двигателей покупалось, чтобы не пользоваться им, а перепродать. Как результат – посредники по очевидным причинам добавляют свою маржу к цене авиакеросина, а когда их аппетиты растут несоразмерно – стоимость растет на десятки процентов. Итоговый результат – дорожающие авиабилеты.

Аналитики считают, что свою роль играет политика допуска к торгам на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Назрела ситуация, при которой нужен квалификационный отбор участников. Он исключил бы попытки выкупить значительные объемы авиатоплива для «нецелевого использования», как и возможность сговора крупных трейдеров для закупок большей части реализуемого через биржу топлива. Пока же биржа, ссылаясь на  «рыночные принципы», не вводит ограничений. В результате страдают россияне – пассажиры.

Еще одна проблема - монопольное положение трейдеров в ряде аэропортов России. «Инфраструктурой могут владеть сами аэропорты или трейдеры, владеющие заправочными комплексами, по сути, монополия заключается именно в этом. Поэтому ФАС надо разбираться именно с этим вопросом. Владельцы инфраструктуры могут закупать керосин дешевле, но поскольку они монополисты в аэропорту, то продают они топливо авиакомпаниям дороже», – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

По словам генерального директора НААНС-МЕДИА, доцента кафедры международной коммерции РАНХиГС Тамары Сафоновой, в жалобе в минтранс фигурирует авиакомпания «Уральские авиалинии». В июле она получила скидку в связи с профицитом топлива на российском и мировом рынке. Но в августе–сентябре скидки перестали действовать, а цены пошли вверх. Как отметила Сафонова, у других авиакомпаний в основном долгосрочные договоры. В частности, у «Аэрофлота» в контрактах предусмотрена формула цены, учитывающая цены на авиакеросин на внешнем рынке.

По мнению  руководителя ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева, возникшая ситуация добавляет нестабильность в и так волатильный рынок нефтепродуктов. «С 1 января 2019 года налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающую промышленность превысила разумные пределы. Сейчас все нефтеперерабатывающие заводы без исключения стали убыточны. Инвестиционный климат был безвозвратно ухудшен. Таким образом, все инвестиционные проекты в области нефтепереработки были закрыты, программы реконструкции НПЗ и строительства новых заводов умерли», – рассказал он.

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!

Прежние новости на эту тему

Пока нет