Спасая, губим? Почему возобновляемая энергия на Камчатке буксует: ИА «Кам 24»

Спасая, губим? Почему возобновляемая энергия на Камчатке буксует

20 марта 2019, 13:43 10992

Над единственным на полуострове ресурсоснабжающим предприятием геотермальной энергетики нависла угроза банкротства.

Есть на свете маленькая загадочная страна с суровым климатом, действующими вулканами, гейзерами и термальными водами. Население в ней – чуть больше 300 тысяч. Тротуары зимой – на термальном подогреве, поэтому не знают гололёда. А жители платят за отопление и горячую воду копейки. Потому что экономика там ориентирована на альтернативную энергетику. Похоже на сказку о Камчатке? Но это – реальность островного государства Исландии, поехать в которое за опытом организации геотермального чуда мечтает генеральный директор камчатской компании геотермальной энергетики АО «Тепло земли» Денис Сердобольский.

Что мешает нашему полуострову расцвести так же, как далёкий суровый остров, ещё в прошлом веке закупающий уголь и нефть в СССР? Об этом – разговор корреспондента с руководителем.

Подняться с колен

- Возобновляемая энергия – надежда полуострова, задыхающегося от растущих платежей за тепло, электричество, горячую воду. А выход – буквально у нас под ногами, – убеждённо говорит Денис Валерьевич. - И нам по силам обеспечить дешёвым возобновляемым ресурсом, теплом и горячей водой, жителей Камчатки. Но для этого нужно сначала подняться с колен. К сожалению, сегодня над единственным на полуострове ресурсоснабжающим предприятием геотермальной энергетики «Тепло земли» нависла угроза банкротства. И вот почему.

Акционерное общество «Тепло земли» создано два года назад путём замещения активов предприятия «Камчатскбургеотермии», акционирования и передачи акций в собственность Камчатского края. В структуру компании входят несколько промысловых участков: Быстринский в сёлах Эссо и Анавгай, Паужетский, Паратунский и база материально-производственного обеспечения. Основной вид деятельности – передача тепловой энергии, пара и горячей воды потребителям – предприятиям ЖКХ и населению для теплоснабжения и горячего водоснабжения. Дополнительно – эксплуатация тепловых сетей, мониторинг загрязнения воздушной среды и водных ресурсов, сбор и обработка сточных вод, геологические и геофизические работы. А с 2017 года у компании добавился ещё один основной вид деятельности – строительство. «Тепло Земли» стало исполнителем по ряду договоров технологического присоединения по программе территории опережающего развития (ТОР).

По одному из них – договору технологического присоединения между АО КРДВ и АО «Тепло земли» № 136 от 2016 года было выполнено проектирование и строительство геотермальной скважины для конкретного потребителя – аквапарка «Чудо остров», резидента ТОР «Камчатка». Вот с этим «чудом» мы и маемся с тех пор, поставляя ему ресурс, выплачивая налоги и, по сути, не имея ничего взамен. За два года потребления ресурса резидент ТОР не заплатил нам ни копейки. На сегодняшний день задолженность чудесного аквапарка составляет более 25 миллионов рублей, и продолжает прогрессивно расти, сковывая нашу работу.

- Но недавно в одной из камчатских газет была публикация от владельца «Чудо острова» о том, что ему не хватает воды…

- Это не так. Ресурс неплательщик продолжает исправно получать. Первоначально, согласно техническим условиям, которые были неизменным приложением к договору, данный потребитель планировал получать 1,512 Гкал в час с температурой теплоносителя 58 градусов. Повторю, что ТУ являются неотъемлемой частью договора, на них мы и ориентировались. При проектном бурении скважины сработал коэффициент удачи: мы получили повышенные характеристики. Сегодня скважина РЭ-10 даёт 12 литров в секунду и 84 градуса тепла. И аквапарк, несмотря на неплатежи, регулярно потребляет 2,2 Гкал в час – то есть даже больше, чем было заявлено. При этом у нас, как у единственной теплоснабжающей организации, нет законных оснований давать больше теплоносителя, чем это предусмотрено требованиями ТУ.  Кроме того, в соответствии со 190 ФЗ о теплоснабжении, если на скважине есть лимит свободного теплового ресурса, и к нам заявляется сторонний потребитель, я обязан предоставить ему этот лимит в необходимом объёме.  Отказать не имею права!

Кстати, немного предыстории: ещё на стадии опытно-технической отработки, когда проект не был завершён, к нам устно обратился генеральный директор АО КРДВ Денис Владимирович Тихонов перед приездом сюда Юрия Петровича Трутнева: подать теплоноситель по временной схеме с этой скважины в аквапарк «Чудо остров», как на объект, социально значимый для Камчатки. Естественно, нами был заключён договор теплоснабжения, подачу по временной схеме мы организовали. И на тот момент, до ввода объекта в эксплуатацию, абонент уже получал теплоноситель! В соответствии с подписанным договором.

Бесплатное чудо

- В чьей собственности пробуренная скважина?

- Скважина построена на федеральные деньги и зарегистрирована как собственность АО «Тепло Земли». Право собственности оформлено, все документы – приёмо-сдаточные, акт ввода в эксплуатацию, акт соответствия проектным требованиям – подписаны трёхсторонне: АО КРДВ, АО «Тепло земли» и третья сторона – потребитель, владелец аквапарка ИП Ветчинова В.И. 

Поэтому сегодня отдать в аренду или выкупить скважину, как хотел бы владелец аквапарка, не представляется возможным. Аренда невозможна, так как данная скважина находится в залоге у КРДВ. Кроме того, арендная плата, которая предполагалась бы и которую требуется рассчитать, в обязательном порядке будет включать амортизационные расходы. Чтобы было понимание – амортизация составляет порядка 90% от стоимости тарифа. А сегодня, можно сказать, аквапарк получает воду бесплатно.

- Вы не пробовали подавать на неплательщика в суд?

- Подавали, конечно. Но это – долгая история. На прошлой неделе состоялось апелляционное заседание суда во Владивостоке по первому иску, на 11 с лишним миллионов рублей. Но, как и следовало ожидать, ответчик пошёл в кассацию, потом в апелляцию, то есть на затягивание процесса. И, хотя суд последней инстанции признал нашу правоту по взысканию задолженности с предприятия, будет проблемой найти, что с него взыскать. По моей информации, к владельцу бесплатного «чуда» уже выстроилась целая очередь кредиторов.

Чем страшен этот затянувшийся процесс? Отгружая потребителю ресурс, мы сами платим налог на пользование недрами за каждый кубический метр воды из скважины. Заплатили уже более 7 миллионов рублей налога в бюджет, не получив от потребителя ни копейки. Причём запросы о реструктуризации задолженности – а мы писали их неоднократно и обсуждали эту проблему на заседании приоритетных проектов на уровне правительства Камчатки – игнорируются. Либо в наш адрес направляются письма со ссылкой на несуществующие термины. Договариваются до того, что не подтверждают факт отгрузки теплоносителя! Тем не менее, все знают, что сегодня аквапарк существует и работает бесперебойно. Там сегодня установлены приборы учёта, тепловычислители, которые в ежеминутном режиме дают показания на компьютер: сколько кубов воды, какой температуры, сколько гигакалорий отгружается потребителю.

В статье, которую вы упомянули, описано создание модульной кустовой насосной станции. Она создана для того, чтобы снизить тариф новому аквапарку. Согласно методике расчёта стоимостных показателей, тариф может быть снижен в случае увеличения подачи объёма теплоносителя. Этого можно достичь, объединив две скважины в одну насосную станцию. Что мы и сделали. За счёт неравномерности подачи ресурса из двух скважин создан резерв, и теплоноситель выведен на более высокие показатели для большего количества потребителей. По-другому снизить тариф не представляется возможным. В данном случае создание модульной станции позволяет дополнительно подключить ещё около 4-5 потребителей, которые сегодня есть, добропорядочные и платёжеспособные. Это, к примеру, ООО «Мастер», ООО «Фарма», усадьба «Росинка», «Северные приключения», частные потребители.

Камень на шее

- Не могу понять, если вы – собственники скважин и можете продавать теплоресурс потребителям, которые в нём заинтересованы, почему не откажетесь от бесплатного теплоснабжения неплательщика?

- Всё не так просто. Перед новым годом я встречался с губернатором края. И тема этой встречи была – возможное банкротство предприятия Камчатского края «Тепло земли» из-за неплатежей. Губернатор обнадёжил нас, сказав, что есть пути решения этой проблемы. Но на сегодняшний день, к сожалению, вопрос остаётся открытым.

Между тем, за два года существования «Тепла Земли» сделано очень многое. В этом году подписана программа по Паужетке до 2025 года, будем бурить там три скважины. Запланирован большой объём работ по реконструкции сетей, на которые уже заложено 80 миллионов рублей. Проводятся торги, ищем подрядчиков. Перспективы есть! В том числе модернизация сетей в Паратунке, бурение 2-3 скважин на Южнобережном месторождении с подачей теплоснабжения Николаевки, Сосновки, Нагорного. Мы это уже заложили в программу, которая была утверждена на заседании министерства ЖКХ. Предприятие имеет серьёзную основу для развития, но камень неплатежей на шее его реально душит. Очень жаль, что непорядочного потребителя никто не может поставить на место.

- Почему так происходит? Ведь развитие вашего предприятия имеет огромное значение для развития региона? Энергетическая составляющая играет ключевую роль в экономике полуострова, а гидротермальная энергия, если её грамотно использовать – практически неиссякаема, экологична и дёшева.

- Совершенно верно! Даже если рассматривать те цели и задачи, которые поставил наш президент на последующие годы, большой акцент сейчас делается на альтернативную энергетику, в том числе геотермальную. А мы буквально ходим по тому богатству, которое по каким-то причинам не хотим использовать. Да, есть газовое лобби с многомиллиардным проектом, хотя экономическое обоснование ясно показывает: сегодня можно отопить Елизово в десятки раз дешевле гидротермальной энергией, чем тянуть трубу с Бичевинки за 44 миллиарда для отапливания поселения отпарным газом.

Сегодня есть защищённые гидротермальные месторождения и запасы. Да, требуется восстановить фонд скважин, где-то добурить. Но если мы сопоставим газовую и нефтяную скважины с геотермальной – затраты на последнюю очевидно меньше. Поэтому мне трудно понять, почему развитию геотермальной энергетики не дают на Камчатке зелёный свет. 

Тем не менее на сегодняшний день мы утвердили программу развития предприятия в Министрстве ЖКХ. В первом квартале рассматривается программа модернизации, под которую закладываются экономические составляющие Паратунского гидроузла. В третьем квартале – рассмотрение программы по Быстринскому узлу, в четвёртом – по Паужетскому узлу и посёлку Озерновскому. Там у нас тоже есть предложения, направленные на подачу дополнительного ресурса.

Что касается «Чудо острова» – добавить мне нечего. Объект эксплуатируется, мы понесли затраты на создание модульной насосной станции больше 2,2 млн рублей, ждём поступления последних насосов. При этом тариф будет снижен полностью для всех потребителей, запитанных на эту станцию.

Я уверен, что сегодня по поводу развития геотермальной энергетики необходимы изменения и в федеральном законодательстве, и в налоговом кодексе. И что всё-таки проект строительства Верхнее-Паратунского месторождения, как объекта ТОР, будет реализован, надеемся, мы также будем в нём участвовать.

Мы внесли на совещании с Министерством ЖКХ предложения по модернизации – это переброс существующего ресурса из Термального в Паратунку. Такая возможность есть, но для этого надо выполнить ряд работ. В том числе реконструировать 600 метров одного участка и построить 2 километра другого. Инвестиционная составляющая там значительная, около 300 млн рублей. Нужны вложения, но при этом закроется очень много вопросов: у нас лежат заявки на технические условия от Министерства обороны, Военного санатория, который строит новую водолечебницу, многих частных лиц, строящих там свои дома. К сожалению, в самой Паратунке мы их ресурсом обеспечить не можем, пока не реализуем этот проект.

Мы думаем о перспективах социального развития общества, страны. Задаёмся вопросом: почему у нас, на Камчатке, самая дорогая электроэнергия? Напрашивается вывод о топливной составляющей, завозном мазуте. Но почему тогда от него не уйти? К этой амортизации, о которой я сказал, следующая составляющая – электроэнергия, за которую мы платим в Камчатскэнерго, чтобы поднять воду из скважины. Это колоссальные деньги! А если бы для меня тариф был копеечный, он бы упал абсолютно для всех, и  для физических, и для юридических лиц.

Залиться хватит всем?

- Вы говорили о защищённых запасах геотермальной энергии на Верхне-Паратунском месторождении. Можно подробнее о его перспективах?

- На Верхе-Паратунском месторождении защищённые запасы – около 227 литров в секунду, причём самоизливом. А при насосной эксплуатации – около 750 литров в секунду. Этого запаса залиться хватит всем! Конечно, оптимально было бы, если бы с каждой скважины мы получали безнапорную эксплуатацию и не тратили деньги на электроэнергию. Но так не получается. Месторождения разведаны сейчас на глубину полтора километра. Требуется доразведка.

Рано или поздно скважины приходят в негодность и требуют восстановительных затрат, амортизационный срок их эксплуатации – 15 лет. У нас много скважин уже по 20 лет функционируют, процентов 90% всего скважинного фонда досталось нам ещё с советских времён, в лучшем случае они требуют консервации или ремонтных работ, а где-то дешевле и новую скважину пробурить. Мы живём в сейсмическом регионе, происходит подвижка слоёв, а скважины, которые бурились в советское время, были в большинстве своём не эксплуатационными, а геологоразведочными. То есть не обсаженными. Там идёт обрушение ствола, кольматация, то есть закупоривание слоёв, когда термальная вода замывает продуктивные слои, и нет подачи теплоносителя. Требуется вложение средств. А откуда их взять на фоне того, что нам должны 25 миллионов рублей?

Мы просто пытаемся приподняться с колен, погромче о себе заявить. Малыми шагами, потихоньку, модернизироваться. Надо убирать с шеи этот груз – по-другому назвать не могу. Принимать какие-то кардинальные решения в отношении абонента, который прикрывается красивым словом «резидент ТОР».

Есть экономический анализ, в том числе Агентства приоритетных проектов, о том, что деятельность предприятия «Чудо остров» убыточна, и перспектива его развития, по моим данным, не доказана никакими экономическими расчетами. Объект не оправдывает себя. Более того, внутри самого аквапарка зарегистрировано ещё несколько предприятий. По моей информации, вопросы к аквапарку есть и у налоговой, и у Елизовской администрации. Но он как-то пока выплывает.

- Подводя итог нашему разговору, какие вы видите перспективы развития вашего предприятия, и что для этого необходимо?

- Если говорить глобально, то необходимо создание программы развития геотермальной энергетики на федеральном уровне. Поскольку вложения на первоначальном этапе будут немалые. Локально – хотелось бы видеть ответственных, платёжеспособных абонентов, которые за поставляемый ресурс вовремя вносили бы утверждённую тарифную плату, она, кстати, почти в три с лишним раза дешевле, чем платят за Гкал в городе. А для нас в проект заложено лишь 0,01 процента прибыли. Ещё 5% предпринимательских – но их мы тратим на приобретение оборудования, например, для создания модульной насосной станции. Поэтому для нас очень важна платёжная дисциплина и юридических, и физических лиц.

Следующий важный вопрос – понимание на уровне правительства, взаимодействие с муниципальными органами, с Паратунским сельским поселением: мы, как ресурсники, в полной мере зависим от муниципалитета. Без взаимодействия с ним ремонт сетей, насосных станций невозможен. Все согласования инвестиционных программ, та же модернизация, изменение схемы теплоснабжения – тоже только через муниципалитет. И когда мы не видим обратной связи на наши обращения – очень тяжело работать.

В конце 2019 года нам предстоит защита запасов Паратунского месторождения в ГКЗ – государственная комиссия по защите запасов. Это очень серьёзная научная работа. Есть и такой риск: посмотрят на нашу деятельность и скажут: ребята, мы с вами больше продлевать лицензионное соглашение не будем. Имеют право лицензию отобрать. Наше предприятие имеет наибольшее количество лицензий по разрабатываемым месторождениям – 10. Это и Быстринский район, и Паужетка, и Озерная, и Паратунка.

- А если отберут лицензию, то на ваше место могут прийти сторонние пользователи?

- Может быть объявлен аукцион, на который имеет право зайти кто угодно – Москва, Дальний Восток и так далее. Возникают вопросы: они будут заботиться о сохранении уникальной природы Камчатки, или об извлечении максимальной прибыли любыми средствами? Дать развивать этот ресурс предприятию Камчатского края, которое стоит на защите его интересов, или отдать в чужие руки, чтобы сторонние недропользователи навязывали свои правила? Это – главный вопрос. А сегодня может выйти так: спасая имидж края, мы погубим единственное на полуострове предприятие геотермальной энергетики. И всё же я убеждён: у нас есть возможность создать на полуострове условия не хуже, чем в Исландии. Хочется в это верить!

Беседовала Татьяна Боева

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!

КОММЕНТАРИИ

Анатолий (гость) | 1 апреля 2019 г, 21:48

У нас чтобы что то сделать для народа???да чинуши удавятся.А в цивилизованных странах еще помнят о людях...Хотя по нашему язомбо ТВ- вечно загнивающий запад,зато у нас все прекрасно.

пр (гость) | 22 марта 2019 г, 22:54

Использованию тепла земли мешали всегда Бабаки, эта бандитская семейка из Паратунки сделала бабаковку, убивали людей которые им мешали воровать, собирали компромат на власть и на иваныча и теперь его держат за яйца.

энергетик (гость) | 21 марта 2019 г, 22:44

Конечно, Камчатке многое может дать геотермальная энергетика. Но начальникам Камчатки больше дадут газ и мазут. Поэтому электричество у нас никогда не будет дешевым.

Сэми Насэри (гость) | 21 марта 2019 г, 03:07

Забудьте об этом...)))

Суть проблемы (гость) | 20 марта 2019 г, 21:52

Исландия - это остров. А Камчатка - полуостров.

Все комментарии (8)

Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться