Корабельные свалки Авачинской губы засветились на центральном телевидении : ИА «Кам 24»

Корабельные свалки Авачинской губы засветились на центральном телевидении

27 марта 2015, 14:36 3427

Вчера «Пятый канал» показал сюжет о брошенных кораблях в акватории Авачинской губы. По мнению авторов, корабли-утопленники представляют угрозу экологии и проживающему здесь населению Камчатки.

Из морских справочников известно, что Авачинская губа – одна из крупнейших судоходных бухт в мире. До начала активного её освоения ( с середины XVIIІ века) она была и одна из красивейших бухт, долго сохраняя свой первозданный вид. Сейчас же, со слов журналистов «Пятого канала», Авачинская бухта «напоминает корабельное кладбище». «Страдает экология, – говориться далее в сюжете, – а судоходство в этом районе становится опасным. Поднимают затонувшие суда только частные компании, если стоимость металлолома покрывает затраты на работу».

Брошенные и затонувшие от ветхости суда не только уродуют акваторию красивой бухты, окруженной вулканами, но и создают реальную угрозу судоходству.

Капитан морского порта Петропавловск-Камчатский Анатолий Иванов оценивает ситуацию так: «Отдельно лежащий пароход – это уже трагично. А когда их лежит в таком количестве, то это какая-то катастрофичная вещь. Апокалипсис какой-то, суда лежат слоями друг на друге».

Со слов авторов, специалисты год от года фиксируют ухудшение экологической обстановки в морской акватории. Приводится мнение одного из них, проректора по научной работе Камчатского технического госуниверситета, доктора биологических наук Нины Клочковой: «В Авачинской губе высокая концентрация тяжелых металлов, концентрация нефтепродуктов, фенолов, других загрязняющих веществ. Мы уже имеем разрушенный водорослёвый пояс, местами он совсем отсутствует».

Затонувшие суда с морского дна у Камчатки поднимают только частные компании, говорится в сюжете «Пятого канала». Прежде чем достать корпус, его тщательно изучают водолазы. Затем начинается поиск владельца, и если затраты на подъем и покупку корпуса покрываются стоимостью металлолома, утилизаторы берутся за дело. В год по такой схеме удаётся достать лишь по три-четыре судна.

«Необходимы еще десятилетия, чтобы такими темпами производить подъём, – сказал краевой министр природных ресурсов и экологии Василий Прийдун. – Поэтому речь идёт об оперативном подъёме судов за счёт федеральных денег по федеральной программе».

Как выяснил сегодня корреспондент ИА «Кам 24», такой федеральной программы пока нет. Со слов начальника отдела охраны окружающей среды краевого минприроды Алефтины Полетаевой, есть предложения от правительства края по программе экологической реабилитации Авачинской губы, уже отправленные в Москву. Известна примерная сумма требуемого финансирования – два миллиарда рублей. Есть решение правительства объявить конкурс на разработку программы и проектно-сметной документации по очистке акватории Авачинской бухты (проектный подряд оценивается в 50 миллионов). Но, по информации Алефтины Полетаевой, конкурс ещё не объявлен.

Попытки решить проблему своими силами дают довольно скромные результаты. В 2012 году, по сведениям Полетаевой, подняли двенадцать разных плавединиц общим водоизмещением 3000 тонн, в 2013-м – девять разных судов на 5300 тонн, в 2014-м – пять единиц на 6400 тонн.

По состоянию на конец года на дне Авачинской бухты, со слов краевого министра природных ресурсов Василия Прийдуна, остаются лежать 74 судна общим водоизмещением порядка 270 тысяч тонн, которые необходимо поднимать.

Администрация местного порта во вчерашнем сюжете «Пятого канала» предложила альтернативу: ужесточить законодательство и обязать владельцев затонувших судов за свой счёт поднимать их со дна. В случае отказа лишать их права собственности на утонувшие «пароходы» и передавать его сборщикам подводного металлолома.

Алефтина Полетаева подтвердила, что такая практика возможна и требования к судовладельцам обеспечить очистку акватории от принадлежащих им «утопленников» правомерны. Другое дело, что в реальности заставить их обеспечить такую работу проблематично. Как правило, интереса к затонувшим судам у владельцев уже нет. Они могут представлять интерес в основном именно для специалистов по сбору металлолома.

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.

КОММЕНТАРИИ

ара (гость) | 27 марта 2015 г, 21:51

Дело нужное, но бабки опять разворуют

экодива (гость) | 27 марта 2015 г, 16:08

"По мнению авторов, корабли-утопленники представляют угрозу экологии проживающему здесь населению Камчатки" Как будто это можно оспорить....


Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться