Общественный транспорт – проблема № 1 в Петропавловске 60 – 70-х. Толпы людей на остановках. Автобусы ходят редко. Они советские и маловместительные. Их берут с боем. Оторванные пуговицы, порванные одежда, женские чулки, даже травмы – в порядке вещей.
В Икарусах было холодно потому что при доставке с них сливали дефицитный тогда антифриз, и доливали воду, морозец и тонкие трубки отопителей разрывало на раз еще при перегоне от порта до парка, поэтому и уменьшали число отпителей в салонах чтобы сократить издержки. а замороженные стекла Икарусов и зимний атракцион при проезде 4 км. каждую зиму.
В детстве любимым автобусом у меня был ЛиАЗ, почему-то грубо именовавшийся "сараем". Мне нравилось зимой занимать первое слева место - рядом была тёплая печка. А на задней площадке нравилось залезать под поручни за дверь, забираясь ногами на кожух поршня закрывания двери. Там никто не толкал, и был отличный обзор. В "ЛАЗ"ах (лёвушках) задние места были самыми козырными и тёплыми, но летом там было жарковато)) "Икарусы" никогда не нравились - у них сиденья были расположены очень низко, в окна смотреть было неудобно.
Проезд в автобусе в Петропавловске стоил 8 копеек, не помню, чтобы 5, это на материке автобус-троллейбус-трамвай стоили 5-4-3 коп. соответственно. Да, был автобус-экспересс, 21 номер, я институт ездила, а, в основном, на работу на такси. У меня дядя был таксистом-орел, столько историй интересных рассказывал о своей работе, заслушаешься.
Самое теплое место в ЛАЗе было в конце, на задних сиденьях. Я хорошо помню как продавали билеты. Стоял такой аппарат с прозрачной крышкой (очевидно чтобы люди контролировали кто и сколько бросает, сознательные все таки были). Бросаешь в щель 5 коп и крутишь справа колесико. Выезжает билетик, а 5 копеек по ленте едут дальше пока не падают вниз. Но толпой школьников конечно дурили эту систему. бросаешь 5 копеек и крутишь билетов 10 чтобы пятачок упал вниз и не видно было сколько бросили. Так собирали на кассеты с Дип Перпл и Лед Зеппелин которые продавались в киосках Звукозаписи, тогда за бешеные деньги 13-50. И тут умудрялись хитрить. Я покупал одну и сосед, а потом друг у друга переписывали на чистые бобины.
Не только таксисты, но и продавцы хорошо жили в советское время. А если в семье были муж таксист и жена продавщица, то это вообще практически идеальное сочетание было в экономическом плане. Это все равно что сейчас муж депутат, а жена коммерсантка.
А солнце? Оно раньше и правда было выше? Вода из под крана вкуснее была?
Помню длинные Икарусы завезли в Петропавловск с гармошкой посередине. Дети специально ждали их на остановках, чтобы прокатиться. Но сами автобусники не очень любили Икарусы водить. В них говорят холодно было. Отечественные автобусы были потеплее.