«Титаник» Охотского моря (мысли о возможных причинах трагедии у берегов Камчатки): ИА «Кам 24»
OB

«Титаник» Охотского моря (мысли о возможных причинах трагедии у берегов Камчатки)

03 апреля 2015, 19:56 7508

Мгновенная гибель в Охотском море непотопляемого траулера столь же быстро обрастает домыслами и слухами. Узнаем ли мы когда-нибудь правду о странном кораблекрушении?

Пусть говорят…

Версии гибели «Дальнего Востока» начали появляться ещё в те минуты, когда из ледяной воды извлекали тела живых и мёртвых участников этих странных событий. Сразу распространилась информация, что в Следственном комитете в качестве основной рассматривается версия столкновения с надводным объектом (читай между строк: льдиной). Хотя сами следователи до окончания дознания ничего комментировать, по понятным причинам, не спешат.

Собственно, недолго уже осталось до того момента, когда в СМИ появятся выдержки из показаний действующих лиц. Отойдут, дай Бог, от стресса и переохлаждения старший механик Кищик В.В., механики Талыбов М.У и Пономарев А.Н., третий помощник капитана Марланюка А.П. Свидетельства этих немногих уцелевших представителей комсостава прольют свет на нестыкующиеся обстоятельства трагедии. Как и показания простых моряков (списки спасённых можно посмотреть здесь).

Что потопило непотопляемый авианосец?

Итак, версия столкновения. Её якобы отстаивают следователи, но к ней же скептически относятся эксперты. Траулеры проекта 11.28 (головной корпус – «Пулковский меридиан») я помню ещё по своей морской службе. Эти 100-метровые красавцы, выпускавшиеся в ныне украинском Николаеве, не даром считались непотопляемыми. Ну-ка вспомним, какие ещё корабли строили в Николаеве в советское время? Авианосцы. В определённой мере николаевские БАТМы и были «авианосцами» рыболовного флота, хотя никаких самолётов на себе, конечно, не несли. По мнению опытных капитанов, чтобы потопить такую махину, нужно очень постараться. БАТМ разделён на изолированные отсеки, и даже если льдина пропорет несколько из них, судно не потеряет остойчивость. Тем более, не утонет так быстро. Напомню, что на печально известном «Титанике» в апреле 1912 года огромный айсберг прорезал сразу пять отсеков, после чего лайнер тонул в течение трёх часов. «Дальний Восток» ушёл под воду примерно за 15 минут. Не стыкуются факты. Да и откуда взяться айсбергам в Охотском море?

Но не всё так просто… Представитель дирекции компании-судовладельца (сахалинское ООО «Магеллан») Алексей Васин сказал мне в телефонном разговоре, что траулер был загружен готовой продукцией на тысячу тонн. Это если и не под жвак, то близко к тому. Вечером «Дальний Восток» якобы должен был перегрузить продукцию в море, и быстро шёл в точку рандеву.

По мнению, Евгения Кабанова, опытнейшего капитана, заместителя председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, если на самом деле в трюма «Дальнего Востока» закидали не тысячу тонн, а больше, и при этом не успели израсходовать достаточный объём топлива, траулер мог осесть в воду выше линии переменных ватерлиний. Само по себе это ещё не смертельно, но «ехать» в этом случае нужно с предельной осторожностью. Хватило ли её в то пасмурное роковое утро капитану «Дальнего Востока» Александру Притоцкому, одному из самых успешных промысловиков Дальнего Востока? Как сказал мне Евгений Кабанов, если происходит подмена понятий коммерческой выгоды и безопасности плавания, беда ходит рядом. Раз пронесёт, в другой раз нет… Опять же вспомним злосчастный «Титаник». В первый и одновременно последний рейс повёл этот лучший в мире лайнер, тоже считавшийся непотопляемым, опытнейший капитан компании «Уайт Стар» Эдвард Смит. Не секрет, что перед ним ставилась задача пересечь Атлантику в рекордный срок, поэтому требования безопасности в ледовоопасном районе соблюдалась Смитом, мягко говоря, не вполне.

Что могло произойти, если «Дальний Восток» значительно превысил допустимый тоннаж загрузки? «Верхний пояс металлической обшивки корпуса не так прочен, как нижний, и его вполне может прорезать лёд, – считает Евгений Кабанов. – При движении в таких условиях капитану нужно, во-первых, максимально повысить бдительность всех вахтенных служб и вести судно прямо форштевнем на льдины, а во-вторых, дать команду задраить все люки и клинкеты, чтобы в случае аварийной ситуации судно не «хлебнуло» воды… Я в такой обстановке не покинул бы мостик ни на минуту»… Следовал ли этим принципам капитан Притоцкий, ныне, видимо, покойный?

Таким образом, версия «Титаника» не исключается совсем. Мог загруженный под завязку «Дальний Восток» получить смертельную рану от льдины. Тем более залив Шелихова у северо-западной Камчатки действительно забит ледовыми полями в это время года. Но «Титаник», напомним, тонул три часа, а «Дальний Восток» – минут пятнадцать… Вопросы остаются.

Ошибки экипажа

Вторая версия прямо противоположна первой. Судно, предположительно, имело минимальную загрузку, при этом капитан неудачно сманеврировал при выборке трала, который потянул траулер на бок и на корму. Тогда становится понятно, почему некоторые из спасённых моряков говорили, что «Дальний Восток» опрокинулся на корму и ушёл в воду носом вверх. Но в этом случае нужно констатировать, что Алексей Васин сообщил мне недостоверные сведения, говоря о тысяче тонн рыбопродукции на «Дальнем Востоке». Нужно ли было лукавить представителю компании?.. Опять же вопрос.

Есть третья версия, как продолжение второй. Она пока не никем подтверждается. Но это пока – подождём результаты дознания. Суть её в возможных действиях экипажа в машинном отделении траулера: кто-то мог производить перекачку топлива и балластных вод, и в это же время началась выборка трала.

Хорошо знакомый мне капитан из посёлка Озерновский сказал, что вчера в этом «рыбопромысловом кластере» на юге Камчатки шли оживлённые дебаты по поводу крушения «Дальнего Востока». Именно эта, последняя, версия рассматривалась озерновскими капитанами, как наиболее вероятная.

Интересозамещение

Последний вариант назвал, не комментируя, тот же Евгений Кабанов. Это пресловутая подмена интересами коммерческой выгоды интересов безопасности. Здесь простор для возможных нарушений поистине необъятный и возможна самая замысловатая комбинация всех предыдущих факторов. Большие деньги во все времена заставляли людей нарушать все писанные и неписанные правила и законы. Рано или поздно это приводило к трагической развязке.

«Титаник», столь стремительно спешивший к коммерческому рекорду и принёсший смерть сотням людей – одно из самых красноречивых тому подтверждений. История, увы, имеет свойство повторяться.

Кабанов привёл мне более близкий, чем «Титаник», пример. Четыре года назад примерно в том же районе, что и «Дальний Восток» и при схожих, по мнению Евгения Николаевича, обстоятельствах погиб камчатский краболов «Аметист». На дно залива Шелихова тогда безвестно канули 23 моряка. «Они уже не первый раз сообщали на базу, что им требуется пополнение топлива, но никто на это не реагировал, – прокомментировал этот трагический эпизод Евгений Кабанов. – А потом наступил момент, когда чья-то безответственность приводит к человеческим жертвам».

За те «жертвоприношения» определённые кадровые оргвыводы последовали, о чём я упомянул в своём прошлом очерке. Но, видимо, в основном кадровые. А это далеко не единственные и далеко не главные выводы, которые нужно делать в таких случаях.

Александр Крышталь, яхтенный капитан.

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!


Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться