Как пояснила ИА «Кам 24» председатель совета депутатов Новоавачинского сельского поселения (в него входят четыре населенных пункта) Наталья Жикривецкая, проблема возникла в марте.
«Резкий запах гниющих рыбных отходов в зависимости от направления ветра ощущался во всех наших поселках – Новом, Нагорном, Красном и Двуречье (это около пяти тысяч жителей – ред.). Порой невозможно было выйти на улицу, открыть форточки в домах», – рассказала председатель.
Выяснилось, что в районе 19 километра краевой трассы Петропавловск-Камчатский-Мильково, где находятся поселки, действует туковарка – предприятие по переработке отходов в рыбную муку, принадлежащее ООО РПК «Южно-Камчатская».
Депутаты стали обращаться в различные надзорные органы. В мае начались проверки, запах на время пропал. Однако в июне все вернулось на круги своя. Решив, что обращения в контролирующие органы эффекта не возымели, Наталья Жикривецкая обратилась с письмом к губернатору Камчатки Владимиру Илюхину.
«Во время работы туковарки невозможно открыть форточки, гулять с детьми на улице. От этого очень страдают воспитанники двух детских садов, дети, посещающие пришкольный лагерь, а также младенцы. Зловонный запах вызывает у жителей слезоточивость глаз, тошноту… На основании вышеизложенного, просим Вас провести проверку соблюдения ООО РПК «Южно-Камчатская» экологических норм по определению потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, принять экстренные меры по прекращению загрязнения окружающей среды», – написала Жикривецкая главе региона.
В Новоавачинском сельском поселении побывал журналист ИА «Кам 24». В районе 19 километра вместе с дымом от туковарки действительно распространялся резкий запах. К нему добавлялась едкая вонь разлагающихся рыбных отходов. Она исходила из небольшого рва, в котором из земли торчит труба. Из трубы вытекает светло-коричневая жижа, которая пройдя ров, льется в небольшой ручей. Местные жители говорят, что временами жижа течет не тонкой струйкой, а мощным потоком, причем из ручья она попадает в Авачинскую губу…
Проблема утилизации рыбных отходов на Камчатке поднималась не раз. Производственный цикл выглядит следующим образом: в ходе первичной переработки у рыбы отделяют головы и достают внутренности, отходы (шнек) отправляют на туковарки, где из них путем выпаривания делают рыбную муку. Однако в ходе производства муки также образуются отходы, которые предприятия выбрасывают. Одна из свалок, например, образовалась в поле неподалеку от поселка Чапаевка. Там, как выяснилось, проводился эксперимент. С его помощью, как утверждали представители камчатского правительства, ученые собирались выяснить, можно ли использовать шнек в качестве удобрений. Смесь, которую сливали в поле, чиновники назвали рыбным бульоном. Жителям Чапаевки эксперимент не понравился. В течение нескольких лет они писали жалобы на невыносимый запах, исходящий от экспериментального поля, в различные инстанции. В этом году на проблему обратил-таки внимание Владимир Илюхин. Губернатор заявил, что в интересах жителей производство в этом районе необходимо остановить.
Примечательно, что реакция главы региона последовала только сейчас, когда о запуске своих заводов по переработке отходов заявили крупные рыбодобывающие компании, например, колхоз имени Ленина. Раньше именно крупные рыбопромышленники поставляли отходы на переработку в Чапаевку и в Новоавачинское сельское поселение. Однако власти края закрывали на это глаза.
Роман Придачин
КОММЕНТАРИИ
Жыжа какая-то получилась!
С этим бульёном у меня ничего не получилось... Придётся вам его еще немного понюхать. Прошу отнестись к этому с пониманием...
Ну, вот прошел месяц... И что поменялось?
Напомните-ка мне об этом... тээкс... месяцев через пять!
Бегите глупцы! Никто Вам не поможет. При выборе деньги или люди, Вы знаете что выберут!