Каким увидел север Камчатки итальянский фотограф Джон Пеппер
На Камчатке фотограф начал новый масштабный проект «Путешествие по России». Джон Пеппер решил исследовать быт аборигенов, их традиции и обряды.
О ПРОЕКТЕ
О чем должен рассказать ваш проект?
Мои фотографии всегда связаны с человеком. Например, я три года готовил фотопроект о разных пустынях мира. И даже если на этих снимках не присутствует человек, все равно прослеживается связь между пустыней и людьми. В любой моей работе, будь то театр или фотография, меня интересует именно человек. Он идет, падает, встает и снова продолжает идти. Что заставляет его подняться? Человеческое существо очень уязвимо, и именно уязвимость делает его прекрасным.
Сейчас я работаю над проектом о людях России. Когда я разговариваю об этой стране с иностранцами за ее пределами, то они обычно отвечают: «Да, я знаю немного: Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, ГУЛАГ». Многие не понимают размера, величия и разнообразия этой страны.
Я путешествию по России уже на протяжении десяти лет. На мой взгляд, это не страна, а Империя. Республика Коми, например, по площади больше Франции. Камчатка почти такого же размера, как Италия. В России проживают примерно 180 национальностей и 143 этнические группы!
Интересная особенность, которую я заметил — это то, что некоторые жители этой страны и правда очень похожи на персонажей из романов Достоевского.
Почему вас так заинтересовала Россия?
Со стороны матери у меня русские корни, о которых я знаю немного. Я родился и вырос в Италии, учился в университете в США, но так и не почувствовал эту страну родной. В 2010 году мне предложили сделать выставку в Санкт-Петербурге. Когда я впервые сошел с трапа самолета в России, я вдруг почувствовал себя как дома. В тот самый момент и начался мой интерес к этой стране. Возможно, этот большой проект, с которым я сейчас работаю, также позволит мне узнать больше о своих русских корнях.
Вы десять лет путешествуете по России. Было желание посетить Камчатку раньше?
Да, я планировал такую поездку, но подготовить такую большую экспедицию одному было непросто. Я заинтересовался северной частью края, но как вы знаете — для поездки туда нужны контакты. Это труднодоступный регион с огромными расстояниями, которые можно преодолеть только воздушным или водным транспортом.
Благодаря моей команде кураторов я связался с Корпорацией развития Камчатского края и ее генеральным директором Константином Коротовым. Это знакомство позволило мне совершить путешествие на Север. Теперь мы тесно работаем и строим совместные планы на будущее.
Что именно вы планировали запечатлеть на Севере? Вы ехали в поисках чего-то конкретного?
Когда я начинаю работу над проектом я всегда объясняю: я не журналист и в то же время я не снимаю постановочные сюжеты. Когда я работаю, мне нужна информационная тишина, чтобы оставаться открытым к тому, что окружает меня. И главное — я не занимаюсь фотографией в стиле NationalGeographic.
Я избегаю туристических маршрутов и ни за что не позволю, чтобы специально для моих снимков люди наряжались в традиционные костюмы. Я стараюсь запечатлеть какие-то стороны именно повседневного быта и скрытой части культуры. И, может быть, мне удастся ухватить частички жизни, которые помогут мне открыть для других людей этот мир.
О ЖИТЕЛЯХ СЕВЕРА
Мне очень повезло начать свое путешествие с Севера, потому что это историческая часть Камчатского края. В течение 10 дней я жил в разных поселениях с потомками коренных народов, которые были здесь еще до того, как туда пришли русские.
Люди, которые не были на Севере, считают, что там прошлый век. Но это неправда. Когда мы были в Аянке, я видел, что жители все время используют интернет, общаются в соцсетях.
Мне кажется, что о жителях Крайнего Севера существует множество стереотипов. Я видел публикацию о себе в инстаграме. Там был комментарий, что «Джон приехал посмотреть на аборигенов, потому что те за бусы готовы надеть костюмы и плясать». Я ответил очень серьезно. Несмотря на то, что слово «аборигены» во всем мире означает «первые люди», почему-то ему придают негативный оттенок. Многие не считают коренное население современным и равным себе. Это не единственный случай, и это немного выводит меня из себя.
В Италии говорят: «Весь мир — это маленькая деревня». Например, жители Милана считают, что на Сицилии живут только воры, которые ленивы и не хотят работать. Как я заметил, что-то похожее есть на Камчатке: у жителей одной местности могут быть предубеждения о жителях другой.
Какое место в жизни людей, которых вы увидели, занимала традиция?
Думаю, на первый взгляд коренные народы Севера живут также, как и все остальные. Но если остаться и понаблюдать, то можно заметить, что некоторые традиции все-таки присутствуют. Просто их стараются не выставлять напоказ.
Я вижу это на протяжение всего моего путешествия не только на Камчатке. И здесь, на Севере, традиции — это та основа, которая объединяет общество и все части культуры. Я пока увидел не так много, потому что был ограничен во времени.
Хватает ли времени, чтобы понять, что из традиций действительно есть в повседневной жизни?
Времени всегда недостаточно. Это моя первая поездка в Корякский автономный округ из нескольких запланированных. И я обязательно вернусь зимой, потому как то, что я увидел, не дает мне полного представления о крае. Например, мы добирались из одного села в другое, сплавляясь по реке 10 часов на лодке. А зимой эта же река становится дорогой.
Нельзя приехать на Камчатку, быстро сделать несколько фотографий и решить, что ты все понял.
Вы фотографировали только жителей?
Чтобы понять сущность человека, важен контекст. В Корфе я поехал фотографировать старую часть поселения. Зашел в заброшенное здание завода с оборудованием и мертвыми машинами, сделал серию снимков. Делая такие фотографии, я рассказываю историю об ушедших временах.
Потом я побывал на покинутой станции тропосферной связи и был озадачен. Потому что это были огромные антенны с прекрасным освещением, окутанные таинственным туманом. И это тоже история о существовавшей ранее империи, о том, как мир эволюционировал. Человек выглядит очень маленьким на фоне их величия.
Части станции — как гиганты из прошлого, которые по-прежнему здесь. Это невероятно, когда начинаешь думать о том, какую силу и мощь они представляли. Конечно, это не значит, что эта мощь не существует на сегодняшний день.
О ТУРИЗМЕ НА КАМЧАТКЕ
Если бы не ваш проект, как туристу, вам понравилась бы Камчатка?
У меня есть друзья и клиенты, которые имеют достаточные доходы, чтобы позволить себе заниматься хели-ски и летать на вертолете. Также я знаю настоящих путешественников, которым много не нужно, они всегда в дороге со своим рюкзаком.
Как я понял, как раз туристы, которые приезжают сюда и являются либо обеспеченными людьми, либо вольными путешественниками, и как я заметил, здесь мало туристов со средним уровнем дохода.
Со своей стороны я могу содействовать развитию туризма Камчатки с помощью фотографии и моих контактов с людьми по всему миру, и если мне удастся помочь — я буду счастлив.
Чем Камчатка может привлечь туристов среднего уровня?
Люди по всему миру пытаются найти решение экологических проблем, вопросов глобального потепления, загрязнения планеты. И все эти люди хотят иметь место, куда они могут уехать, сбежать от повседневного стресса.
Камчатка — это экзотика даже для москвичей. Для многих из них поездка в Санкт-Петербург — уже глоток свежего воздуха. А здесь расстояние в девять часовых поясов. И если это неординарное направление для жителей Москвы, представьте насколько потрясающим оно будет для жителей Парижа, Лондона и Нью-Йорка.
Мне, например, очень понравились поселения на Севере Камчатки. Было бы здорово, если бы в одном из них открыли резиденцию для творческих людей или туристическую базу, куда могли бы приезжать семьи из разных городов России. Я сделал несколько фотографий, показывающих красоту и спокойствие этих мест. Мне кажется, что если бы туристы приехали туда, то многие захотели бы вернуться вновь со своими семьями и друзьями.
Но вы как раз застали задымление от сильных природных пожаров. А месяцем раньше Пенжинский район затопило.
Я не говорю, что это нужно сделать прямо сейчас. Такое станет возможно, если будет развит регион в целом. Например, в Калифорнии или Австралии тоже часто бывают крупные природные пожары.
Если бы я не почувствовал спокойствие и умиротворение в этих краях, то я бы не смог совершить такую длительную экспедицию и отснять большое количество фотографий. Но нужно проделать много работы, чтобы в мире как можно больше узнали об этом регионе, и люди стали сюда приезжать.
Я говорю не только о Севере Камчатки, это же касается и Петропавловска-Камчатского. Посмотрите на этот вулкан (Указывает на Авачинскую сопку. — Прим. ред.) Альпы не настолько прекрасны, как он. В то же время невозможно не заметить большой контраст между красотой и величием вулкана и типовой городской застройкой.
Разумеется, и администрация, и бизнесмены хотят увеличить поток туристов, и все понимают, что для этого должна быть проделана большая работа. И в том числе, функционирование этой системы должно быть направлено на то, чтобы туристы чувствовали себя желанными гостями.
Что вы имеете ввиду?
Я провожу в путешествиях 200 дней в году. Для меня, как европейца, в столице края сложно было выбрать отель, в котором соотношение цены, качества и сервиса находились бы на высоком уровне. Не смотря на это, я не притязательный путешественник. ВАянке, например, мы жили впятером в одной комнате, где я чувствовал себя отлично. Потому что путешественник в дороге может вести себя как Александр Дюма во время его поездки по России. Но когда путник хочет отдохнуть и восстановить силы, ему нужен комфорт. Я не про люксовый сервис. Ему просто нужно чувствовать себя желанным гостем.
Сейчас для туриста Петропавловск-Камчатский – это не город, в который едут, для того, чтобы просто его посмотреть, как, например, Санкт-Петербург. Это скорее место, откуда люди отправляются заниматься горнолыжным спортом, рыбалкой, восхождениями. Это как город внутри гигантского заповедника. И сюда действительно можно привлечь гостей. Но если к ним будут относиться, как к возможности заработать на них, завышая цены в несколько раз, или если цены на услуги для местных и приезжих будут сильно отличаться, то это сотрудничество продлится недолго.
Беседовала Анастасия Комова.
Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Прежние новости на эту тему
- 5 мая 2021 года Губернатор Камчатки Солодов попробовал себя в роли интервьюера
КОММЕНТАРИИ
После слов о том, что ТОР проспонсировал его вояж, дальше можно не читать, всё изложенное часть договора.
Итальянц видимо мечтает овозрождении ДРЕВНЕГО Умершего Рима. ИПРАВИЛЬНО Делает вывод-зарабатывать на безумных проектах убивания сетями паутинами Солодовских прожектов Камчатка всегда будет только барыжной икорной мамой.