Михаил Ломакин: сложно строить дорогу с энтузиазмом, зная, что ее будут разрушать
Михаил Ломакин рассказал о том, можно ли построить дорогу с полуострова на материк, сколько продержится асфальт на федеральной трассе и почему на ней стали сыпаться бордюры, а также поделился мнением о культуре камчатских водителей, недобросовестной конкуренции и многом другом.
- Ощутила ли на себе компания «Устой-М» влияние санкций?
- Да, ощутила, как и многие предприятия в нашей стране. Были у нас перебои с импортными запчастями и расходными материалами, но мы быстро отреагировали и нашли замену, также и с техникой – с немецкой перешли на китайскую. В любом случае и затраты понесли, и простои были, но сдали все объекты в срок.
- Не пришлось ли сокращать специалистов?
- Нет. Кадры – наш приоритет, поэтому в первую очередь меры принимались для коллектива, который больше 20 лет сохраняем и увеличиваем.
- Сколько объектов в 2022 году вел «Устой-М»?
- По сравнению с 2021-м годом, когда у нас в работе одновременно было семь объектов протяженностью 100 километров, в 22-м году мы сдали 5 километров усть-большерецкой дороги и 13 километров старой елизовской трассы, всего – не более четырех объектов общей протяженностью 20 километров.
- Можно ли говорить о том, что мутновскую дорогу вы строите с ноля?
- С ноля – это когда заходишь в лес или чистое поле. А на мутновской все-таки проезд имеется, поэтому и полосу отвода расчистили быстро, успели до снегопадов.
- Есть мнение, что асфальт и дикая природа несовместимы. Как вы это прокомментируете?
- Мне часто приходится бывать в других регионах и странах, и я вижу в заповедных природных местах заасфальтированные дороги, благоустроенные парковочные площадки, аккуратные мусорные баки. Что интересно, все это чисто, вписывается в природный ландшафт, а негативных следов человека нет абсолютно. Поэтому я убежден, что не асфальт вредит природе, а человек и его культура.
- Вашим бригадам приходится работать в диких местах, где часты встречи с медведями. Удается ли избегать столкновений?
- Для нас это уже давно норма. В местах, где возможны их выходы, мы установили соответствующие предупреждающие знаки. В моей 25-летней практике на дорожных стройках известны три летальных случая, когда медведь снимал с техники рабочих и съедал их.
- Давайте вспомним прошлогоднюю историю с бордюрами, когда общественники выявили недостатки на федеральной трассе. Это была технологическая ошибка? Правда ли, что вы полностью поменяли бордюры на этой дороге?
- Да, это наша технологическая ошибка, мой личный недосмотр, поэтому мы заменили 100 % бордюров на федеральной трассе Морпорт-Аэропорт. Вопрос не только исправления допущенных ошибок, но еще в необходимости держать марку, качество и честное имя предприятия. В новом производстве ошибки не исключены, но учиться надо, что мы и делаем. Однако сегодня проблема вышла на новый уровень, и она заключается в том, что те, кто содержат эту трассу, на мой взгляд, халатно относятся к новому объекту. Идет деформация, разрушение не только бордюрного камня, но и дорожных знаков, наплавной разметки, остановок.
- Вы считаете, что подрядчик при содержании не бережет чужой труд и государственное имущество?
- Это пусть решают компетентные органы. Безусловно, хорошо, когда жизненный цикл автомобильной дороги сопровождается одной компанией (т.е. компания и строит, и содержит объект), ну а что происходит в данном случае – оставлю без комментариев.
- Сколько в этом сезоне уже повреждено новых установленных бордюров?
-Процентов 30. И мы видим, как снегоочистительная техника будто «убивает» обочины – такие четкие и повторяющиеся следы на бордюрах, по моему мнению, могут говорить о том, что их специально пытаются разрушить... У нас работает комиссия, которая фиксирует механические повреждения, задокументированные факты ложатся на стол заказчикам (Минстрою и Росавтодору). Знаете, трудно что-то строить с энтузиазмом, зная, что это будут ломать.
- Вы считаете, что кто-то умышленно занимается вредительством?
- Сложно сказать. Кто-то побаивается и проделывает некие манипуляции за спиной, кто-то делает смелые заявления, подходы к конкуренции у всех разные, поэтому мы ко всему относимся с пониманием. Вообще, у нас давние сложившиеся отношения со всеми дорожниками, стараемся сотрудничать с новыми, которые заходят на наш рынок, с кем-то дружим, кому-то помогаем. Да, есть недобросовестные предприятия, конкурирующие всеми доступными способами, но считаю, что тратить силы на борьбу с ними неразумно.
- Как в целом федеральная трасса пережила зиму?
- Прекрасно! Переживет как минимум еще пять, но при соответствующем уходе. Даже сталь требует бережной эксплуатации.
- В 2022 году компания "Устой-М" начала строительство дороги к парку «Три вулкана». Почему вы не организовали альтернативный проезд?
- В проектной организации рассматривались все возможные варианты, но в итоге в сметный расчет не вошли затраты на строительство какого-либо объезда, потому что статус этого линейного объекта – стройплощадка, а не автомобильная дорога. Это юридическая терминология, которую трудно объяснить раздраженному обывателю из соцсетей. Туристическая отрасль мне, как жителю Камчатки, тоже очень важна, именно поэтому, рискуя своей ответственностью перед законом, я пропускал лицензированных туроператоров. И тот альтернативный проезд, о котором говорит губернатор, – это часть создания инфраструктуры и попытка выйти из сложившейся юридической ситуации, когда проезд по стройке уголовно наказуем для строителя, опасен для путешественника, а отсутствие проезда вызывает социальную напряженность.
- Вы займетесь альтернативным проездом?
-Мы, безусловно, будем помогать заинтересованным лицам, но не строить – нам хватает своих контрактных обязательств. А для прокладывания альтернативного проезда сначала необходимы разрешительные документы, порубочные билеты и все, что дает право вести стройку в лесной зоне.
- Какую из построенных дорог вы бы назвали визитной карточкой компании «Устой-М»?
-Хочется назвать много объектов, особенно тех дорог, которые ведут к Агинскому, Шанучскому месторождениям, там мы делали свои первые шаги. Но надо также отметить самую крупную по масштабу мильковскую дорогу, на которой мы провели 13 лет.
- Какой ваш самый крупный объект 2023 года?
- Это, конечно, дорога к парку «Три вулкана», и по протяженности, и по объемам материалов. Хотя не менее важны подъездная дорога к елизовскому аэропорту, аэропорт в Усть-Камчатском районе, дорога к Зеленовским озеркам.
- Как вы считаете, реально ли сделать дорогу с Камчатки на материк? С экономической точки зрения краю нужен такой объект?
- Вполне реально, у нас даже имеется трек, который записали отважные автомобилисты, проехав с Камчатки до Владивостока. Насколько экономически целесообразно ее строительство – пусть решают экономисты.
- Построенная вашей компанией дорога до Милькова очень востребована, проходит по живописным местам. А как бы вы оценили культуру камчатских водителей?
- Чистоплотность и уровень воспитания камчатских водителей, к сожалению, оставляют желать много лучшего. Мы содержим мильковскую трассу и ежегодно вывозим с ее обочин сотни КамАЗов с мусором. Сотни! На старой елизовской трассе люди вообще не заморачиваются – просто приносят мусорный мешок в остановку и там его оставляют. И масштабы уборки иногда превышают объемы наших строек.
Подготовила Анжела Николюк
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.