Как мы отмечали ранее, исходя из чувствительности реального эффективного курса рубля к цене на нефть примерно на уровне 0.6x, снижение цены нефти на каждые 10 долларов ведет к сокращению структурного баланса федерального бюджета России на 0.5–0.6 пп ВВП. Таким образом, даже не принимая в расчет вероятность значительного циклического воздействия (как на ненефтяные доходы, так и на расходы бюджета), падение цены нефти на 40 долл. может привести к образованию структурного дефицита бюджета в размере 2.0–2.5 % ВВП.
Финансирование такого дефицита за счет средств Резервного фонда может продолжаться не дольше, чем пару лет, из чего следует, что консолидация бюджета – это вопрос не столь отдаленного будущего, а вопрос о том, в какой форме будет осуществляться такая консолидация (за счет сокращения расходов или повышения налогов), ставит экономических агентов перед проблемой еще большей неопределенности в отношении экономической политики. В этом отношении очень важно, чтобы правительство вовремя направило верный сигнал бизнес-сообществу, опасающемуся вероятного увеличения налоговой нагрузки.
Каким будет окончательный состав пакета мер фискальной консолидации, не известно, и хотя теоретически государство могло бы существенно сократить неэффективные расходные статьи, консолидация такого масштаба едва ли возможна без принятия политически сложных решений об урезании расходов на оборону и безопасность, а также без комплексного реформирования пенсионной системы.
Владимир Колычев, аналитик ВТБ Капитал