Глава государства Владимир Путин, выступая на пленарном заседании, назвал развитие портовой инфраструктуры Петропавловска-Камчатского одним из слагаемых успешной эксплуатации Северного морского пути: «Для того, чтобы глобальный транспортный коридор работал на полную мощность, будем развивать коммуникационную и транспортную инфраструктуры, включая портовые мощности, средства навигации, метеонаблюдения, обеспечения безопасности коммерческого плавания. Приглашаем наших зарубежных партнеров к совместной работе по созданию портов-хабов в конечных точках трассы. Имею ввиду Мурманский транспортный узел и портовую инфраструктуру в Петропавловске-Камчатском. Кроме того, намерены модернизировать гавани арктического побережья».
Как прямую реализацию указаний главы государства можно рассматривать состоявшееся в тот же день подписание на полях Арктического форума соглашения между генеральным директором Корпорации развития Камчатки Николаем Пегиным и генеральным директором ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» Андреем Сизовым. Документ предусматривает сотрудничество между сторонами в рамках реализации проекта «Камчатский контейнерный терминал Северного морского пути».
В церемонии подписания приняли участие губернатор Камчатского края Владимир Илюхин и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Ранее, в Сочи на инвестиционном форуме, они заключили соглашение о сотрудничестве между регионами, одно из направлений которого предполагает совместные усилия в развитии транспортной инфраструктуры и развития логистических схем.
В ходе короткой пресс-конференции, состоявшейся после подписания соглашения, отмечалось, что контейнерный терминал на Камчатке планируется построить к 2024 году. Согласно заявлению Александра Дрозденко, «мы начинаем такой большой совместный проект по строительству на Камчатке за счет инвесторов Ленинградской области порта с объёмом инвестиций 60 миллиардов рублей». Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин считает заключенное соглашение событием для региона чрезвычайно значимым: «Мы очень рассчитываем, что проект будет реализован в оговоренные исполнителем сроки и с заявленным объёмом инвестиций. Безусловно, мы будем поддерживать этот проект, потому что портовые сооружения, которые будут создаваться на восточном побережье, нужны не только Камчатке и Ленинградской области. Этот проект нужен стране».
Генеральный директор Корпорации развития Камчатки Николай Пегин рассказал, что подписанию соглашения предшествовала длительная и кропотливая работа с партнерами, «которые проявляют, как и камчатская сторона, активную заинтересованность в реализации проекта».
Первый этап переговоров состоялся еще в декабре в Санкт-Петербурге. Затем Николай Пегин встречался с представителями правительства Ленинградской области и инициатором инвестиционного проекта. После чего прошла серия консультаций в Москве и Сочи.
В марте представители ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», прибыв на полуостров, облетели на вертолете площадки, предложенные Корпорацией развития Камчатки под строительство терминала, что явилось одним из последних этапов подготовки к подписанию соглашения.
«Суть проекта заключается в организации международной судоходной линии с конкретными точками входа-выхода: в Ленинградской области – на западе, и на Камчатке – на востоке. По полярному участку пути грузы будут транспортироваться на судах ледового класса, а в создаваемых портах их примут обычные суда, чтобы доставить конечным потребителям в Азии и Европе», – рассказал Николай Пегин.
Инвесторы рассчитывают, что оборот транзитных грузов между Ленинградской областью и Камчаткой на первом этапе составит около 5 миллионов TEU/год.