Чиновники не спешат с введением «авиаэмбарго» браконьерской икры с Дальнего Востока
Больше года на федеральном уровне решается вопрос с ограничением авиаперевозок красной икры с целью реализации в центральной части России. В настоящее время лососевая икра может перевозиться физическими лицами авиатранспортом в неограниченном количестве. По данным правительства Камчатского края, ежегодно вывозится до 2000 тонн красной икры браконьерского происхождения, которая не проходит официальную сертификацию в ФГИС «Меркурий» по ветеринарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Оборот незаконного «икротраффика» составляет порядка 4 млрд рублей в год.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев заявил, что «рыбацкое сообщество предпримет активные усилия для того, чтобы уже в 2021 году была разработана законодательная база для реализации инициативы губернатора Камчатки».
Несмотря на активную работу Росрыболовства и контрольных органов по пресечению браконьерства, прямая ответственность за транспортировку незаконно добытой продукции в законе отсутствует. В 2020 году Врио губернатора Камчатского края Владимир Солодов предложил возможные пути решения этих проблем, предложив ограничить объемы перевозки физическими лицами для личного пользования икры без документов до 10 кг на одного человека, но предусмотреть «простой механизм оформления документов на перевозку сверхнормативного количества икры».
«Здесь, мне кажется, мы должны идти двумя путями. Первое – мы должны обеспечивать возможность для населения свободного доступа к водным биоресурсам в том объёме, который предусмотрен. Одновременно мы должны усиливать контроль за осуществлением этого промысла: должна быть более чёткая документальная фиксация, чтобы отчётные документы были утверждены приказом Росрыболовства и имели обязательное значение», – отметил Владимир Солодов.
Данный вопрос обсуждался на заседании Правительственной комиссии по рыбохозяйственному комплексу, которое 9 сентября провела вице-премьер Виктория Абрамченко. В итоге было предложен проработать механизмы разграничения перевозки красной икры для личного потребления и промышленного использования. В числе предложений установление требования к перевозке не более 10 кг продукции без электронных ветеринарных сертификатов.
Для этого, в частности, необходимо внести изменения в пункт 16 Ветеринарных правил в части установления ограничения на перевоз лососевой икры для личного потребления, а также в ряд других нормативных актов, что было поручено рабочей группе, в которую вошли представители Минсельхоза, Росрыболовства, Россельхознадзора и Минтранса.
Судя по всему, только Россельхознадзор выполнил поручение в своей части, а остальные ведомства не торопятся. На это указал заместитель генпрокурора Дмитрий Демешин в ходе заседания межведомственной рабочей группы, посвященного состоянию законности в сфере рыболовства и охраны водных биоресурсов на Дальнем Востоке, которое состоялось 10 июня 2021 года.
Генпрокуратура РФ рекомендовала Минсельхозу и Росрыболовству во взаимодействии с Минтрансом «завершить работу по утверждению нормативных актов об ограничении партии икры лососевых пород рыб, разрешенной к транспортировке физическим лицом воздушным пассажирским транспортом».
Председатель Общественного совета при Росрыболовстве, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев предлагает рассмотреть тему «авиаэмбарго» бесконтрольного вывоза красной икры на совместном заседании Общественных советов при Росрыболовстве и Минтрансе.
Напомним, что в октябре 2020 года Герман Зверев рассказал об этой проблеме на заседании межкомисионной рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации. Кроме того, Герман Зверев сообщил о том, что комплекс мер против «браконьерской логистики» будет рассмотрен на заседании профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей с приглашением представителей ведомств, которые тормозят реализацию инициативы Владимира Солодова.
Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!