«Росатом» и «НОВАТЭК» готовятся открыть в восточной Арктике круглогодичную навигацию: ИА «Кам 24»
OB

«Росатом» и «НОВАТЭК» готовятся открыть в восточной Арктике круглогодичную навигацию

25 мая 2023, 12:27

«Росатом» совместно с компанией «НОВАТЭК» планируют в начале 2024 года запустить круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики.

Такое заявление сделал глава госкорпорации Алексей Лихачёв 17 мая на совещании Владимира Путина  с членами Правительства, на котором в числе других вопросов рассматривались современное состояние и перспективы развития Северного морского пути. Руководитель «Росатома» подчеркнул, что речь идет об историческом решении важном «для развития всей Арктики и имеющим особенное значение, конечно, для экономики нашей страны».

Реалистичность таких планов подтверждают результаты тестовых коммерческих рейсов СПГ-танкеров  класса Arc7 «Кристоф де Манжери» и «Николай Евгенов». Они в январе – феврале 2021 года, успешно пройдя через восточную Арктику без ледовой проводки со средней скоростью 9,6 узла, доставили в Китай 140 тысяч тонн сжиженного природного газа.  

«Решение о начале круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики, где формируются обширные поля тяжелых льдов, еще недавно абсолютно непреодолимые зимой и весной для всех типов транспортных судов, имеет прямое сопряжение с планами по введению в эксплуатацию в текущем году морского перегрузочного терминала СПГ. Его  создает ПАО «НОВАТЭК» в бухте Бечевинской, на восточном побережье полуострова, – считает первый заместитель генерального директора Корпорации развития Камчатки Марк Балясный. – Завершение строительства терминала и начало круглогодичной навигации на всем участке Севморпути означают первый этап действительной интеграции Камчатки в систему мировой морской логистики. Из бухты Бечевинской, куда СПГ будут доставлять российские газовозы высокого ледового класса, танкеры под флагами различных стран начнут перевозить топливо конечным потребителям во всей Юго-Восточной Азии. В числе финишных получателей остаются и недружественные РФ страны. Как известно, недавно Япония заявила о намерениях наращивать объёмы экспортируемого из России газа».

Марк Балясный также предупредил, что дальнейшую интеграцию Камчатки в международную морскую транспортную систему, которая неизбежна, все же не следует рассматривать как процесс, возрастающий в линейной прогрессии. Вовлеченность края в мировую логистику будет иметь цикличный характер, увязанный с развитием интернационального транзита по Севморпути и ростом его грузооборота.

По словам выступавшего на совещании у Владимира Путина министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, объём перевозимых грузов по СМП в 2022-м году, превысив плановые показатели на 2 миллиона тонн, составил 34 миллиона. Согласно прогнозам главы Минвостокразвития, этот показатель к 2026-му году поднимется до уровня 100 миллионов тонн. Но уже сегодня, отметил в докладе Президенту РФ Алексей Чекунков, СМП «стал ключевым транспортным коридором для экспорта на мировые рынки нефти, СПГ, минеральных удобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью». Министр также подчеркнул, что Севморпуть «отвечает на конкретную потребность экономики по развитию российского экспорта». СМП, отмечалось на совещании, позволил оперативно переориентировать очень многие транспортные активности с запада на восток.

Наращивание объёмов перевозок прогнозируется не только за счет отечественных производителей. Значительный сегмент грузопотока полярной логистики должен составить международный транзит. На перспективах участия зарубежных партнеров в развитии Севморпути останавливались и Алексей Чекунков, и Алексей Лихачёв. Глава госкорпорации, на которую возложены полномочия по управлению судоходством на СМП, отметил, что к полярной логистике проявляют интерес страны БРИКС и Ближнего Востока. «Росатом» прорабатывает участие партнеров из дружественных стран не только в транзите по Севморпути, но и в формировании его инфраструктуры. Алексей Лихачёв надеется, что до конца года госкорпорация сумеет выйти на конкретные инвестиционные договоренности «как по транзиту, так и по строительству инфраструктуры».

Важной составляющей перевозок российской полярной логистики остаются и каботажные грузы. Алексей Чекунков сообщил, что Минвостокразвития принимает активные меры к повышению их доли в общем объёме транспортных операций. В текущем году ожидается три рейса лихтеровоза «Севморпуть» по маршруту Мурманск – Владивосток – Мурманск. Грузовое задание судна с атомной силовой установкой предполагает заходы в 11 портов Арктики и ДФО, в том числе Петропавловск-Камчатский.

«Значительные объёмы международного транзита, развитие каботажных перевозок априори потребуют создания на Камчатке дополнительных портовых мощностей, в том числе порта-хаба, работающего по той же стивидорской схеме, что и перегрузочный терминал ПАО «НОВАТЭК». Местом формирования новых транспортных мощностей не обязательно станет Авачинская губа. На восточном побережье полуострова есть немало незамерзающих бухт, глубины которых позволяют принимать суда большого дедвейта. Наиболее приближенная к СМП такая гавань находится в районе 60-й широты. Рентабельность же челночной полярной логистики тем выше, чем ближе незамерзающий порт-хаб расположен к зимней кромке льдов» – рассказал Марк Балясный.

В Корпорации развития Камчатки считают, что полуостров может внести значительный вклад и в подготовку специалистов для Северного морского пути.

На совещании у Президента РФ отмечалось, что для стабильного функционирования СМП согласно плану  развития Севморпути до 2035 года необходимы 153 ледокола, специальных и транспортных судов ледового класса. Потребность только «Росатома» и только в плавсоставе к этому периоду составит семь с половиной тысяч человек, а еще необходимы инженеры и рабочие для береговой инфраструктуры.

В Петропавловске успешно ведут подготовку морских специалистов для добывающего флота несколько учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, в том числе Камчатский технический университет. При соответствующем перепрофилировании они смогут готовить кадры и для Севморпути. Реализацию этой задачи, несомненно, облегчают планы по созданию в краевом центре современного образовательного кампуса. Появление новых гарантированно востребованных и высокооплачиваемых профессий в номенклатуре камчатских учебных заведений может способствовать и закреплению молодежи в регионе, и привлечение в край абитуриентов из других субъектов Федерации.

Инвестиции в развитие Северного морского пути  до 2035 года оцениваются в 1,8 триллиона рублей. Но при этом налоговые поступления в консолидированный бюджет за тот же период от проектов, сопряженных с эксплуатацией полярной логистики, по расчетам Минвостокразвития, превысят 16 триллионов рублей.

Владимир Путин, подводя итоги обсуждения реализации комплекса планов, связанных с Северным морским путем, отметил, что СМП «один из очевидных стратегических приоритетов. Здесь, наверное, не стоит нам экономить и что-то сокращать».  

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.