«Три кита» развития Мильковского муниципального округа
Комплексная программа социально-экономического развития округа
На сегодняшний день одним из главных недостатков двухуровневой системы местного самоуправления является неэффективное распределение бюджетных средств между районом и поселениями. Сложилась такая ситуация, при которой поселения оказались в большой зависимости от средств, выделяемых краевыми и районными властями.
Собственных доходов администрациям поселений не хватает даже на собственные зарплаты и тем более на исполнение полномочий, которые за ними закреплены законом. Они вынуждены просить денежные средства у районной администрации. Это все привело к тому, что ни о каких глобальных проектах на территории поселений без соответствующей помощи района не может быть и речи, ведь денежных средств, как правило, хватает только на самые необходимые нужды: провести ямочный ремонт дороги, приобрести топливо на зимний период для котельной, содержать Дом культуры и администрацию.
В результате при такой системе многое зависит от активности главы поселения – сможет ли он «выпросить» деньги у района на развитие своего села или города, или нет. И там, где глава активный, поселение и будет развиваться, а там, где нет, так ничего и не будет сделано. Данная проблема рождает второй негативный фактор – это то, что существуют большие перекосы в денежном обеспечении поселений: есть «богатые» поселения, а есть «бедные». Исходя из тех средств, которые есть, как следствие, каждое поселение развивается по-разному – где-то идут грандиозные стройки, а где-то дорогу отремонтировать не в состоянии, потому что не хватает денежных средств. Из-за недостаточности бюджетов многие поселения ограничены в средствах и не могут принимать участия в федеральных и краевых программах, которые направлены на решение жизненно важных вопросов населения.
К сожалению, есть и такая практика, когда администрации поселений по разным причинам, в том числе и объективным, вынуждены возвращать денежные средства, которые им дали, потому что они не успевают их освоить вовремя, а потратить их на что-то другое не могут, так как это уголовно наказуемо. Еще одним последствием дефицита бюджета поселений стало то, что детские сады, школы и некоторые дома культуры и спортивные залы были переданы на уровень районной администрации и на сегодняшний день содержанием и обслуживанием всех этих учреждений в каждом поселении занимается районная администрация, а не администрация поселения. Естественно, в такой обстановке не может быть и речи о каком-то едином и системном развитии района.
Выходом из сложившегося положения может стать создание муниципального округа. При его создании в обязательном порядке будет сформирована и разработана Комплексная программа социально-экономического развития Мильковского муниципального округа. Принятие подобной программы необходимо – это подтверждается положительным опытом других регионов, в которых идет создание муниципальных округов. В программу, как правило, включаются все проблемные вопросы каждого поселения, требующие больших капитальных вложений.
Принятие данной программы выступает определенной гарантией эффективного и целевого расходования бюджетных средств и дает возможность равномерно распределять бюджетные средства между всеми поселениями, входящими в муниципальный округ. Также одним из главных преимуществ наличия Комплексной программы социально-экономического развития является отсутствие зависимости развития поселений от того, какой глава округа будет избран, программа будет реализовываться в любом случае.
Планируется, что данная программа будет разрабатываться с учетом мнения жителей всех поселений и при активном участии населения в этом процессе. В нее войдут предложения от каждого населенного пункта, входящего в Мильковский муниципальный округ. В обязательном порядке в программу войдут первоочередные мероприятия по повышению качества жизни в городских и сельских поселениях: это ремонт дорог и тротуаров, установка или обновление уличного освещения, благоустройство сельских и городских поселений, строительство и ремонт детских площадок и многое другое. Комплексная программа социально-экономического развития округа – это единый план действий администрации округа на несколько лет по решению накопившихся в населенных пунктах проблем.
Принцип «Единого окна»: эффективное управление на местах
Уже около 20 лет система местного самоуправления в России двухуровневая. Есть районные власти – со своими полномочиями и своим бюджетом и власти поселений – опять же со своими полномочиями и своим бюджетом. Идея была такова: район решает глобальные вопросы, а поселения занимаются своими внутренними проблемами. Федеральным законом определен минимальный перечень полномочий для сельских поселений, а камчатским законодательством они расширены до 39.
Сейчас сельские поселения не способны исполнять эти полномочия, потому что у них нет на это ни физической, ни финансовой возможности. На деле получается, что полномочия обоих уровней власти или постоянно передаются с районного уровня на уровень поселений и обратно, или не выполняются вовсе. Зачастую обычному человеку сложно разобраться, в какую из администраций ему следует обратиться, встает вопрос, где заканчиваются полномочия поселения и начинаются полномочия района. Поэтому жителям сложно понять, к какому главе по какому вопросу идти. А еще сложнее понять, почему один глава, который находится на территории, не может решить все вопросы. Жители становятся заложниками этой ситуации.
При создании округа на территории каждого поселения могут быть реализованы все полномочия. Для этого появятся и финансовые, и организационные возможности, а жителям поселений не придется ездить в администрацию округа за несколько километров. Все вопросы будут решаться на месте.
Власть станет более ответственной. Главный приоритет – интересы жителей
Нередки случаи, когда по результатам выборов к власти прорываются люди недобросовестные и весь пятилетний срок своих полномочий не занимаются решением проблем жителей и развитием вверенной им территории, а лоббируют свои личные интересы. Новая система позволит не допустить к власти таких «управленцев». При создании округа начальников территориальных управлений в каждом поселении назначает глава муниципального округа. Решение о назначении он принимает, исходя из профессиональных качеств и компетенций этих специалистов. По смыслу реформы это должны быть крепкие хозяйственники, которые будут заниматься исключительно вопросами благоустройства, ЖКХ, содержания дорог и иными проблемами жителей поселений, а не играть в политиков. При этом именно окружной глава будет оценивать их работу, и в том случае, если она будет неудовлетворительной, у него есть право их уволить.
В целом муниципальный округ позволит проводить единое управление, повысить качество принятия решений, позволит заниматься комплексным и системным развитием сельских и городских поселений, сделать территорию более привлекательной для инвестиций, а систему жизнеобеспечения – единой, комфортной и ориентированной на жителей.
Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!