Российская авиационная неделя и Камчатка
Минувшую неделю вполне можно назвать авиационной. Она ознаменовалась проведением на федеральном уровне нескольких мероприятий, посвященных развитию воздушного транспорта в России. В понедельник стартовала 11-я Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2024. В среду глава Минтранса Виталий Савельев отчитался перед верхней палатой парламента о реализации Транспортной стратегии РФ. Развитие пассажирских авиаперевозок стало центральной темой совещания с правительством, которое 7 февраля провел глава государства Владимир Путин. И наконец, 9 февраля в России отмечается День работника гражданской авиации.
Инфраструктура для гражданского флота
На всех перечисленных мероприятиях рефреном проходил тезис о сохраненном парке коммерческой авиации и необходимости дальнейшего развития всего транспортно-инфраструктурного комплекса, связанного с воздушными перевозками. Глава государства дал высокую оценку всем участникам этого многовекторного процесса. Отмечался возросший объём пассажирских перевозок. Он превысил показатели доковидного 2019 года и составил 105 миллионов человек.
В рост пассажирских авиаперевозок внес вклад и Международный аэропорт Петропавловска-Камчатского (МАПК). В минувшем году он обеспечил приём и отправку более 900 тысяч пассажиров. Этот показатель является историческим максимумом для главных воздушных ворот региона.
«Значительно возросший объём пассажирских перевозок в аэропорту Петропавловска-Камчатского является результатом нескольких факторов, – считает первый заместитель генерального директора Корпорации развития Камчатки Марк Балясный. – Во-первых, он говорит о высоком профессионализме и слаженной работе всех служб нашего партнера – Международного аэропорта Петропавловска-Камчатского. Возросший пассажирооборот МАПК, во-вторых, свидетельствует об активизации интереса российских и зарубежных граждан к туристическим достопримечательностям полуострова. В качестве третьей причины необходимо отметить сформированный федеральным правительством пакет мер, направленный на повышение транспортной мобильности жителей ДФО, доступности воздушных перевозок, куда входит программа субсидированных билетов и другие льготы для дальневосточников и авиакомпаний, работающих в макрорегионе».
К списку факторов, которые обеспечили рост пассажирооборота в МАПК, следует отнести и завершившуюся несколько лет назад модернизацию взлетно-посадочной полосы, всего аэродромного хозяйства. После реконструкции главная воздушная гавань Камчатки способна принимать все типы пассажирских и грузовых воздушных судов.
На совещании с членами Правительства Владимир Путин рассказал о развитии в стране аэродромной инфраструктуры: взлетно-посадочных полос, пунктов связи, метеорологических станций… «За шесть лет в России были введены в эксплуатацию 33 таких объекта, в том числе 19 взлетно-посадочных полос», – сообщил глава государства.
За этот период кроме аэродромной инфраструктуры главных воздушных ворот полуострова модернизирован аэропорт в Палане. В декабре 2023 года завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в Усть-Камчатске. На очереди модернизация других аэропортов полуострова.
«Формирование современной аэродромной инфраструктуры в крае не только делает более комфортным пассажирское сообщение на полуострове, расширяет наши возможности по приему туристов, но и повышает инвестиционную привлекательность региона, предлагает бизнесу дополнительные возможности. Эти процессы значительно активизируются с приближающимся вводом в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса МАПК», – отметил Марк Балясный.
Какие России нужны самолеты
На совещании у главы государства подчеркивалось, что особого внимания в сфере воздушного транспорта со стороны руководства страны требуют вопросы кооперации «в области двигателестроения, других агрегатов, материалов и комплектующих, в какие сроки планируется поставка воздушных судов».
На сегодняшний день парк гражданской авиации РФ обеспечивает потребности внутренних и международных перевозок. Согласно заявлению Виталия Савельева в Совете Федерации, сегодня в России на коммерческих линиях эксплуатируются 1160 пассажирских самолетов. 18 отечественных авиакомпаний совершают полеты в 25 иностранных государств. 55 зарубежных авиаперевозчиков из 29 стран совершают полеты в Россию. Но необходимо заглядывать в завтрашний день. Поэтому уже сегодня требуется начинать обновление авиапарка, увеличивать в его структуре линейки российских воздушных судов.
Первые шаги в этом направлении делаются. Они пока незначительны, однако, всякая большая дорога начинается с первого шага. В январе парк воздушных машин Камчатского авиапредприятия пополнился новым вертолетом Ми-8МТВ-1. Поставка произошла в рамках контракта между АО «Вертолеты России» и АО «ГТЛК». Авансовый платеж за поставляемую технику составляет чуть более 40 процентов и обеспечен за счет средств федерального бюджета.
В России начались регулярные пассажирские полеты на Ту-214. Первый рейс на модернизированном лайнере некогда работавшая с МАПК авиакомпания Red Wings совершила 2 февраля из аэропорта Жуковского в Сочи. На текущей неделе Ту-214 начал полеты из Домодедово в Ереван, Батуми и Тель-Авив.
Представитель авиаперевозчика Екатерина Рухлова назвала машину хорошей и надежной. «После модернизации мы фактически получили новый самолет с абсолютно новым салоном в одноклассной компоновке на 194 кресла. Пассажирам будет очень комфортно, а мы сможем увеличить для них предложения по международным маршрутам», – сказала она.
Очевидно, что в ближайшие годы нас ждёт массовая замена боингов и аэробусов на отечественные лайнеры. Владимир Путин на совещании определил характеристики нового авиапарка: «Российские самолеты должны отвечать всем требованиям по качеству, комфорту и безопасности перелетов, быть действительно глобально конкурентными по их техническим характеристикам, а их передача авиакомпаниям должна проходить в согласованные сроки, без опозданий и задержек».
О необходимости плановой замены авиапарка шла речь и на 11-й Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации. На ней были подтверждены показатели комплексной программы развития коммерческого воздушного транспорта. Среди других направлений она предусматривает до 2030 года поставку авиаперевозчикам 1081 воздушное судно. Среди них – 142 SJ-100, 270 – МС-21, 70 – Ил-114 и 115 – Ту-214.
Воздушные ворота России
Центральным событием выставки стало участие в пленарной дискуссии первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова. В число стендов авиакомпаний и предприятий отрасли, которые осмотрел вице-премьер, вошла экспозиция управляющей компании «Аэропорты Регионов» («АР»). Она ведет строительство нового аэровокзального комплекса в Международном аэропорту Петропавловска-Камчатского в рамках подписанных между ней и КРКК акционерного и инвестиционного соглашений.
В текущем году УК «Аэропорты Регионов» в очередной раз стала лауреатом национальной премии «Воздушные ворота России». Она традиционно присуждается накануне Дня работника гражданской авиации. Аэропорты Нового Уренгоя и Нижнего Новгорода, находящиеся под управлением «Аэропортов Регионов» заняли 1 и 2-е места в номинации «Лучший аэропорт с пассажирооборотом до 2 миллионов человек». Еще одна воздушная гавань, управляемая «АР», аэропорт Тобольска «Ремезов», стал лучшим малым аэропортом страны.
Есть все основания надеяться, что вскоре и Международный аэропорт Петропавловска-Камчатского войдет в состав лауреатов национальной премии «Воздушные ворота России».
Снимок c cайта Национальной выставки и форума инфраструктуры гражданской авиации NAIS.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.