Глава камчатского отделения Сбербанка об отказе от бумажных документов и цифровых проектах
Традиционно Сбербанк является одним из главных ньюсмейкеров. 2020-й не стал исключением, вот только некоторые новости Сбера, которые обсуждали в СМИ: активное участие в госпрограммах поддержки для населения и бизнеса в период пандемии, новый бренд и трансформация в экосистему, рекордные в истории России дивиденды… Однако немало банк делает и в социальной сфере. О таких инициативах Сбера мы поговорили с управляющим Камчатским отделением Сбербанка Сергеем Латышевым.
- Социальные проекты – то, чему уделяют внимание практически все корпорации. В прошлом году в российских СМИ стала появляться аббревиатура ESG. Расскажите, что это такое и какое отношение имеет к Сберу?
- Сейчас ESG действительно становится важным вектором развития для всех крупных международных компаний, и Сбербанк не исключение.
ESG расшифровывается как Environmental, Social and Corporate Governance, и переводится, как окружающая среда, социальная ответственность и корпоративное управление. Следование принципам ESG в своей деятельности предполагает, что компания обеспечивает соответствие своего бизнеса принципам экологической, социальной и корпоративной ответственности на каждом этапе своей деятельности.
Повестка ESG направлена на клиентов, сотрудников, акционеров, инвесторов, общество и государство. Она включает в себя абсолютно разные направления, и, прежде всего, связанные с бизнесом.
Это и зеленое финансирование, и управление рисками, и вопросы, связанные с практической экологией, инклюзией, ответственными закупками, минимизацией собственного воздействия организации и каждого ее сотрудника на окружающую среду и многое другое. Экологическая повестка и продвижение принципов ответственного поведения среди сотрудников также является неотъемлемой частью ESG бизнес-модели.
- Какие проекты и в каких социальных сферах Сбербанк реализует на территории Камчатки?
- Мы тесно сотрудничаем с Правительством Камчатского края по таким направлениям, как повышение доступности финансовых услуг для жителей региона, повышение финансовой грамотности населения, кредитование субъектов, цифровизация экономики и реализация совместных проектов, направленных на повышение качества жизни дальневосточников.
Например, Сбер ежегодно является генеральным партнером Недель сбережений, организованными Министерством финансов РФ. Дважды в год – весной и осенью – сотрудники банка проводят лекции и мастер-классы для школьников, студентов, наших зарплатных клиентов и пенсионеров. В ходе занятий мы рассказываем о том, как грамотно вести семейный бюджет, пользоваться банковскими продуктами и сервисами и даже инвестировать, а также как не попасться на уловки мошенников. В период пандемии мы не прекратили такие встречи, а только перешли в онлайн-формат.
Повышать свою финансовую грамотность можно и самостоятельно, в аккаунте Сбера на платформе Яндекс.Дзен публикуются полезные советы и лайфхаки, например, о том, как делать переводы без комиссии, реструктурировать кредит или в чем может быть опасность обещаний высоких ставок по вкладам.
Кроме того, один из основных наших векторов развития - цифровизация. Так, в прошлом году команда Сбера провела Цифровой день для Правительства Камчатского края. В ходе мероприятия мы познакомили руководителей региона и муниципальных образований с теми цифровыми сервисами и возможностями, которые уже были реализованы банком в других регионах, рассказывая о том, как эти сервисы могут позволить улучшить жизнь граждан и в нашем крае.
В Камчатском крае с помощью Сбера уже реализован ряд проектов, такие как сервис безналичной оплаты питания в школьных столовых «Ладошки», который позволяет родителям контролировать питание ребенка в школе и с ранних лет развивать в детях ответственное отношение к финансам, облачное решение БРИС ЖКХ — цифровая платформа для автоматического расчета начислений и учета платежей за коммунальные услуги. Мы готовы развивать сотрудничество и дальше и внедрять новые цифровые проекты.
Сбербанк также участвует в социальных проектах региона. Например, вместе с другими предприятиями Камчатского края банк внес вклад в создание монумента «Труженикам тыла 1941–1945 годов» в парке Победы в Петропавловске-Камчатском, а также «Зелёной аллеи», расположенной вдоль Култучного озера на улице Набережной.
Сотрудники Сбера всегда отзываются на городские инициативы, например, вместе с нашими семьями мы высаживали саженцы на аллеи любви у Северо-Восточного шоссе, а на проспекте Победы с партнерами банка - голубые ели, которые, я уверен, преобразят столицу Камчатки.
- Экология - это новый тренд. Весь центр нашей страны, Европа и Америка перестраивают свою в работу в рамках «Зеленых проектов». Что будет делать Сбербанк в этом направлении именно на Камчатке?
- Ежегодно Сбербанк принимает участие в самой крупной всемирной экологической акции «Час земли». В этом году банк на час отключил световые вывески более чем в трех тысячах офисов по всей стране. Так Сбербанк пытается привлечь внимание населения к проблемам экологии.
Также у нас реализованы цифровые сервисы обслуживания и выпуск цифровых продуктов: Цифровая дебетовая карта, Цифровая кредитная карта. Этими продуктами уже пользуются несколько миллионов человек. Выпуская такие карты, мы способствуем снижению потребления пластика.
В Сбере очень бережно относятся к бумаге. Постепенно мы отказывается от бумажного документооборота и переходим на диджитал. Так, по итогам 2019 года банк потратил 2,9 млрд листов (14,5 тыс. тонн), что на 596 млн листов меньше, чем в 2018 году. Это более 50 тысяч спасенных деревьев. При этом высота стопки сэкономленной за год бумаги составляет около 60 км. В 1-м полугодии 2020 года расход бумаги снизился ещё на 263 млн листов, что позволило сохранить еще 22 тысячи деревьев.
В этом году планируется снизить ежегодное потребление бумаги до 1,7 млрд листов (8,5 тыс. тонн), что поможет сберечь 102 тысячи деревьев или около 20 гектаров густого высокорослого леса.
Параллельно Сбер не только уменьшает потребление бумаги, но и повышает долю её переработки. В 2019 году банк передал на переработку 3,15 тысячи тонн бумаги для производства из вторичного сырья подстаканников, картона, салфеток, сырья для дорожного покрытия.
Сейчас мы стараемся использовать бумагу только в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись, например, по законодательству, либо по просьбе клиентов. Если же банковская операция технически и юридически может быть осуществлена безбумажно, то мы или уже внедрили такую технологию, или разрабатываем её в настоящее время. Цифровизация сегодня позволяет нам эффективно обслуживать клиентов в электронном виде, и то же самое касается внутренних процессов банка. Мы рассматриваем отказ от бумаги как часть нашей ESG-повестки, направленной на минимизацию воздействия Сбера на природу.
- Какие еще важные направления в социальной повестке бизнеса вы, как банк, развиваете?
- Как я уже говорил, Сбербанк нацелен на повышение финансовой и цифровой грамотности населения. Мы рассказываем об основных банковских продуктах, работе дистанционных сервисов и формируем в обществе ответственное отношение к личным финансам. Банк заинтересован в том, чтобы достижения современных технологий в области финансов были доступны всем. Поэтому мы регулярно проводим образовательные мероприятия как для широкой аудитории, так и для конкретных категорий граждан, в том числе для начинающих предпринимателей и самозанятых, а также экспертов отдельных сегментов рынка.
Кроме того, мы помогаем создавать методологическую базу для мероприятий по повышению финансовой грамотности. Так, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» разработал комплект образовательных материалов для основного и дополнительного образования детей в школах, а также в дошкольных учреждениях.
Для детей мы разработали приложение СберKids. Оно учит обращаться с деньгами под контролем родителей, которые видят расходы ребенка. Приложение бесплатно и доступно всем родителям, у которых есть карта Сбербанка. В нем ребенок получает виртуальную карту, на которую родители могут перевести первые карманные деньги, может сам расплатиться ею в супермаркете или онлайн-магазине. Ребенок пользуется приложением и учится обращаться с деньгами как взрослый.
Для молодежи в социальной сети «ВКонтакте» создан чат-бот «СберКот», который просвещает подростков в доступной и увлекательной форме по основным вопросам финансовой грамотности.
Совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» разработана финансовая игра-симулятор «Вклад» для школьников. Она учит планировать, принимать решения, критически мыслить и оценивать рентабельность своих вложений в условиях, приближенных к реальной жизни. К ней может присоединиться любой подросток, специальные знания не требуются: навык инвестирования формируется в процессе игры.
- В социальную ответственность бизнеса также можно отнести заботу о клиентах, которые имеют особые потребности. Мы все знаем, что Сбербанк постоянно адаптирует сервисы для этой категории клиентов. Что на сегодня уже удалось подстроить под их нужды?
- В нашей деятельности мы стремимся создавать доступную для всех без исключения среду. Это означает, что любой человек, независимо от особенностей своего здоровья, должен иметь возможность свободно пользоваться любым нашим продуктом — зайти в офис, на сайт или в мобильное приложение банка и получить необходимую услугу без ограничений.
На сегодняшний день 45 % подразделений Сбербанка на Дальнем Востоке адаптированы под нужды людей с особенными потребностями. Около тысячи банкоматов Сбербанка в федеральном округе адаптированы для незрячих клиентов. Банкоматы оборудованы гнездом для наушников, слоты для карты, выдачи наличных и чека подписаны шрифтом Брайля. Ко Дню белой трости в рамках проекта #ФинансыДоступно мы выпустили обучающие видеоролики, которые через простые пошаговые инструкции рассказывают незрячему клиенту о том, как совершать самые распространенные в Сбербанк Онлайн операции. Все это объясняет незрячий эксперт, который сам пользуется приложением. Ролики сняты в двух форматах — аудио и видео. Ведь у незрячих клиентов есть семья, друзья, коллеги, которые смогут помочь человеку с нарушениями зрения научиться пользоваться Сбербанк Онлайн самостоятельно.
К Международному дню глухих, который отмечается в сентябре, мы выпустили серию образовательных видео на русском жестовом языке. Их мы тоже сделали универсальными: ролики сопровождаются титрами и закадровым голосом, чтобы родные и близкие людей с нарушениями слуха могли смотреть их вместе с ними.
Также в 10 офисах в Камчатском крае доступен сервис, который позволяет неслышащему клиенту во время консультации в офисе связаться с переводчиком русского жестового языка по видеосвязи на планшете менеджера. Список офисов, предоставляющих такую услугу, есть на сайте.
Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!