О ситуации, в которой оказался Виталий Трофименко с Сахалина рассказала его мама Татьяна Горожанкина. Её 29-летнего сына призвали 22 сентября – повестка пришла на предприятие, где он работал. Руководство уведомило сотрудника по телефону, и он прибыл в военкомат. Уже на следующий день его отправили в Петропавловск-Камчатский в часть 10 103 (подразделение морской пехоты на Силуэте, местные жители называют его горполк). Хотя, по словам женщины, у Виталия есть проблемы со здоровьем, которые были выявлены задолго до мобилизации. У него, в частности, диагностированы патологии суставов и позвоночника (копии медицинских справок имеются в распоряжении редакции ИА «Кам 24»).
«Во время медкомиссии врач подтвердила заболевание тазобедренного сустава, сказала сыну, что он не годен. Однако находящийся рядом военный заявил, что Виталий может и послужить. Но послужить не получилось: боли были сильные, и сыну начали колоть препараты», – рассказала свою версию событий Татьяна Горожанкина.
Как пояснил ИА «Кам 24» по телефону сам Виталий, сначала его возили в военный госпиталь на уколы, а потом положили туда на обследование. Заболевания позвоночника и тазобедренного сустава, как утверждает собеседник агентства, подтвердились, главврач тем не менее заподозрил его в симуляции и пригрозил уголовным делом. Однако в итоге, после консультации с неврологом, оставил-таки пациента на лечении. Сахалинец и сейчас находится под наблюдением камчатских медиков, но он не демобилизован, а вопрос его отправки в часть до сих пор остается открытым. Татьяна Горожанкина обращается в различные инстанции (Генпрокуратуру, военную прокуратуру, администрацию президента), чтобы состояние сына оценила врачебная комиссия. Пока эти обращения не принесли результата.
В свою очередь ИА «Кам 24» направило официальные запросы в администрацию губернатора Камчатки и в Восточный военный округ с просьбой выяснить: не допустил ли военкомат ошибку, призвав Виталия Трофименко, действительно ли его направят в зону боевых действий или же пациент будет демобилизован? Ответ редакция не получила.
В информагентство тем временем обратился еще один мобилизованный – 34-летний сварщик «Камчатскэнерго» Сергей Пенжин. Его призвали в Петропавловске (тоже с рабочего места) 23 сентября. В горполку он пробыл пару дней. Обследование на медкомиссии, по словам Сергея, заключалось в анализе мочи на наркотики и мазке из носа на ковид. Потом мобилизованных отправили на полигон в Радыгино.
«28 сентября на полигоне у меня возникли сильные боли в спине, да такие, что меня в экипировке унесли на руках. Попал в госпиталь, где провели обследование и обнаружили межпозвоночную грыжу и сколиоз со смещением позвонков. Начальник госпиталя стал обвинять меня в симуляции, хотя я не представляю, как можно симулировать такие заболевания, которые нашли на МРТ», – рассказал Сергей.
Он до сих пор находится в госпитале. Лечащий врач, как утверждает мобилизованный, убедил руководство медучреждения в том, что пациент – не симулянт. Пенжин, однако, до сих пор не знает: демобилизуют ли его по медицинским показаниям или все-таки направят в часть.
«Меня поразило то, что в таком деле, как мобилизация, у нас столько бардака. Никто не хочет ни за что отвечать, приходится куда-то звонить, к кому-то обращаться, чтобы тебя даже с подтвержденным диагнозом хотя бы подлечили», – высказал свою точку зрения Сергей.
При этом он говорит, что не требует к себе какого-то особого отношения, а просто хочет, чтобы все было по закону.
Как сообщало ИА «Кам 24», частичную мобилизацию в России президент Путин объявил 21 сентября. При проведении мобилизационных мероприятий во многих регионах были допущены ошибки, военкомы, в частности, призывали людей, которые по закону не подлежат призыву. Владимир Путин назвал подобные действия сотрудников военкоматов бестолковщиной и объяснил ее старыми формами учета, которые не обновлялись десятилетиями.