Владимир Рубахин: не обеспечим будущее пенсионерам - не обеспечим будущее и Камчатке
Сельскохозяйственная отрасль на Камчатке с каждым годом становится всё более инвестиционно привлекательной. О планах на 2024 год, изменениях потребительского спроса и особенностях камчатской промышленности телеканал «41 РЕГИОН» и новое выставочное пространство «Эволюция: Камчатка» спросили у главы группы компаний «Агротек» Владимира Рубахина.
- Как можно охарактеризовать камчатский бизнес? Согласно каким тенденциям он развивается?
- Я не буду фантазировать, мы все любим это делать. Я буду говорить о своём, о той сфере, которую я понимаю. А понимаю я в агропроме. Компания «Агротек» выросла из мясоперерабатывающего цеха, а сейчас мы объединяем в себе все циклы производства – от посева кормов до реализации через розничную сеть. В рамках регионов, таких, как Дальний Восток, это целесообразно. Любая интегрированная цепочка позволяет гарантированно обеспечить себя качественными кормами, сырьём для производства мясопродуктов и, соответственно, иметь доступ к рынку через розничную сеть. В сущности, есть, куда расти в дальнейшем, но существуют и сдерживающие факторы, которые на сегодняшний день присутствуют в экономике. Мы живём в России, несмотря на то, что мы далеко, и у нас всё примерно в полтора раза дороже. Так было всегда и это заметно и по оплате труда: мы больше платим, значительно больше, чем получают жители Центральной России. В основном, агропром расположен в центральных регионах, и камчатские товары вынуждены конкурировать, так как мы находимся в едином экономическом пространстве, с продуктами, которые завозят с материка. С точки зрения потребителя, если он не найдёт охлаждённого мяса по той цене, которая его устраивает, он купит замороженное. Оно будет дешевле, какое качество – никто не знает, но в рационе потребителя мясо будет. То же самое с молоком. Если мы цельное молоко не произведём на Камчатке в нужных объёмах, то его заменит порошковое молоко. Таким образом, корзина fresh[1] на Дальнем Востоке ещё не развита. Это отмечают и крупные розничные сети. С этим надо работать. А как работать, если единое экономическое пространство и всё равно за пределами Камчатки товары дешевле с учётом сложной логистики? Поэтому с нашей стороны сегодня важно решить, как работать с населением в плане маркетинга, снижения себестоимости товаров и потребительского комфорта.
- Реальна ли перспектива автономного производства продукции на территории Камчатки?
- Если говорить про свиноводческие комплексы, картина такая: мы особо не привязаны к местным кормам, потому что зерно у нас не растёт на Камчатке в промышленных объёмах. Поэтому мы организовали производство в Приморском крае: это удобно с точки зрения транспортировки. А если закупать корма в Сибири, оказывается, что цена закупа дешевле, чем транспортные расходы. Таким образом, можно предположить, что, когда ты везёшь килограмм замороженного мяса, на оплату уходит одна условная единица, а так как кормов нужно в четыре раза больше, то тратится четыре единицы на этот же объём перевозки. Поэтому, с одной стороны, это не целесообразно, - лучше заморозить свинину и привезти на Камчатку, - но мы создаём интегральный комплекс для того, чтобы приблизить сырьевую составляющую к тому району, где расположено производство. Нас вынудила именно логистика. Здесь приходится самому себя обеспечивать. Также мы держим запас кормов на полгода. Поэтому можно заключить, что мы тяготеем к интегральным формам предприятия. Но в любой момент мы готовы отказаться от того, что нам не профильно – например, от производства зерновых, если кто-то будет делать это дешевле. От производства мяса мы не можем отказаться, потому что для нас это уже стратегический продукт для выработки качественных колбас, деликатесов, охлаждённого мяса, которое на Камчатке должно быть.
- Какова динамика потребительского спроса?
- Я могу сказать по своему производству, что из года в год заметно увеличение потребления охлаждённого мяса. Сначала народ не понимал, почему стоит брать свежее мясо в супермаркете, если можно взять замороженный продукт, но постепенно потенциал охлаждённого мяса стал очевиден для потребителя. По моему ощущению, уже около 30-40% населения Камчатки приобретают охлаждённое мясо.
- Что, по вашему мнению, важно для потребителя сегодня и на что он будет опираться в будущем при выборе продукта?
- На первое место, особенно у молодёжи, сегодня выходит следующая тенденция: не нужно забивать холодильник замороженным мясом. Ты пошёл, купил кусочек свежего продукта и получил удовольствие от этого. Я бы назвал это рациональным потреблением. Купить небольшой кусочек охлаждённого мяса втрое выгоднее, чем забивать холодильник замороженной продукцией на полгода вперёд.
- Чего, по вашему мнению, не хватает Камчатке с точки зрения развития производства?
- Не хватает инфраструктуры. Она изношена. Нам нужно строить больше дорог, очистных сооружений, социальных объектов. Ведь при организации производства мы в первую очередь опираемся на людей. Хотелось бы видеть у себя на производстве стабильный гармоничный персонал, а не тех, кто приехал, отработал вахтовым методом и уехал. Нужно создавать эти условия, и на это направлена масса программ. Нам нужно научиться в них активно участвовать, получать в процессе какие-то ресурсы. В ближайшее время, я думаю, произойдёт социальный прорыв, ведь уже заметно, как строится жильё, реализуются крупные проекты, есть дальневосточная ипотека. Я искренне верю, что все эти вопросы будут решены.
- Почему свинина, выращенная на полуострове, дешевле рыбы, выловленной в камчатских реках?
- Сегодня Россия на первом месте по себестоимости производства в мире. Свинина в нашей стране – самая дешёвая в мире. Потому что это вопрос внутреннего рынка. А рыба – это вопрос внешнего рынка. Очень много идёт на экспорт. И экспортные цены намного опережают цены рынка. Поэтому рыбопромышленники стараются и обеспечить население продукцией, и вывезти её за пределы региона.
- Камчатка в будущем сможет полноценно обеспечивать своё население продуктами: мясом, овощами, молочной продукцией?
- Я думаю, это возможно уже сейчас. Другое дело – цена вопроса. Если на полках магазинов лежит свежее мясо по 300 рублей за килограмм, а рядом лежит за 250 рублей привезённый издалека продукт, люди возьмут второе. Поэтому обеспечить можно, мы к этому готовы, но стоит вопрос себестоимости, предпочтений. Но в базовых вещах: в мясе, в молоке, в яйце и в овощах, - я думаю, это возможно. Нужно стараться ещё и что-то вывозить за пределы региона. У нас же экологическая территория, всё можно делать. И если мы говорим о будущем, то, по моему мнению, если мы не обеспечим будущее пенсионерам, мы не обеспечим будущее и Камчатке. Молодёжь поработает – уедет. Не будет осёдлости. Нужно стремиться к тому, чтобы люди на пенсии могли закрыть свои потребности. Может быть, рассказывать людям про инвестиционные возможности, создать фонд недвижимости, чтобы люди на пенсии могли получать ренту от своих вложений.
[1] Свежий.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.
КОММЕНТАРИИ
Какую ж пенсию надо получать, чтоб покупать мясо и продукцию г- на Рубахина?
Мне одному кажется, что вся "работа" идёт только на бумаге? Никого не достала такая болталогия? Какие-то, постоянные форумы, встречи, оплата концертов, гостиниц... 25 министерств!!! ОТ ЭТОГО ЧТО-ТО МЕНЯЕТСЯ? КАМЧАТКА СТОИТ ПРАКТИЧЕСКИ НА ПОСЛЕДНЕМ МЕСТЕ!
Вы не обеспечите будущее пенсионерам, вы же сами прекрасно знаете.
Ага инвестиционно привлекательна...вы там уже очнитесь и очки протрите. Который год типличные клубнику и огурцы кушаем
Кто бы говори? Господин Рубахин вы цены видели в своих магазинах? В магазинах "корзинка" цены на ваши продукты в три раза меньше, почему такой разброс, а зарплата у работников в ваших магазинах копеечная, рабовладельческий строй какой-то.