Активный туризм, спорт и виды вулканов – это то, чем привлекает Камчатка
На пороге 2024 года телеканал «41 РЕГИОН» и новое выставочное пространство «Эволюция: Камчатка» решили узнать, как туристическая отрасль будет развиваться в следующем году, сохраняет ли горнолыжный спорт свою популярность и какой будет индустрия через несколько лет. Поделился своим, профессиональным взглядом на эти вопросы генеральный директор горной базы «Снежная долина» Александр Мороз.
- Каковы актуальные тенденции развития горнолыжного спорта? Как меняется интерес туристов и самих жителей региона к нему?
- Горнолыжный спорт стал развиваться в нашей стране почти 50 лет назад. Сноуборд появился чуть позже, но стал причиной популяризации горного катания среди молодёжи. Это произошло около 30 лет назад, а сейчас выросло уже целое поколение родителей, которые считают свои долгом поставить ребёнка на сноуборд или горные лыжи. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что спорт в любом случае развивается. А благодаря большим инвестициям, которые стали приходить в эту сферу в последнее время, и активному строительству горнолыжных комплексов во многих регионах, практически любой гражданин может заняться катанием. То есть, если раньше у жителей, например, Владивостока, не было возможности кататься с комфортом недалеко от места своего проживания, то сегодня есть «Горный воздух» на Сахалине, который позволяет желающим даже просто на выходных слетать и с удовольствием покататься. В Камчатском крае скоро будет реализован проект «Три вулкана», который также будет сопутствовать развитию горного спорта. И эта тенденция прослеживается по всей стране. Сейчас россиянам не имеет смысла ломиться в Европу, как раньше, чтобы реализовать свою страсть к катанию. Поэтому и историческая база, и современные тенденции позволяют говорить о том, что индустрию ждёт большое будущее.
- Что такое «горный спорт» и каких отраслей он касается сегодня?
- Мы правильно применяем термин «горный спорт», несмотря на то, что это название не является официальным. Сейчас вокруг этого термина развилось много активностей, не касающихся классических горных лыж. Например, сейчас популярно катание по неподготовленным склонам, но наличие курорта, инфраструктуры даёт дополнительные возможности любителям такого вида катания пользоваться какой-то локацией. Например, у нас сейчас реализуется проект в Верхнепаратунской долине, подтягивается другой бизнес, место становится более освоенное, и даже жители Камчатки, не говоря уже о туристах, с удовольствием едут туда, потому что там уже есть парковочные места, есть бассейн, в котором можно отдохнуть после спуска, есть рестораны. Это уже не экспедиционный вариант путешествия, который требует специальных навыков, транспорта, оборудования и внутреннего понимания, что ты готов преодолевать сложности на пути к своей цели. Сейчас уже не нужно совершать этот подвиг. Этот комплекс мы и называем «горный спорт».
- Камчатка – одно из самых популярных мест для занятия горным спортом в России. В чём, на ваш взгляд, мы выигрываем у конкурентных локаций?
- Первое, чем мы отличаемся: нигде в России больше нет такой рекреационной возможности посмотреть на сравнительно маленькой территории такое количество разных природных объектов: Тихий океан, действующие вулканы, разнообразный рельеф, термальные источники. В Сочи, например, - в одном из самых популярных мест для горных видов спорта, - нет возможности после спуска сразу окунуться в термальную воду. А на Камчатке есть. Поэтому у каждого туриста на полуострове есть дополнительная опция: он не просто катается, он исследует новые для себя природные локации. Это, конечно, вызывает больше эмоций. А ведь туризм создан для того, чтобы давать человеку эти эмоции. Эмоция монетизируется и превращается в целую экономическую отрасль региона. Что касается перспектив, я вижу их в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Изначально все, кто стоял у истоков развития туризма на Камчатке, говорили о том, что создание аэропорта, куда могли бы прилетать прямые рейсы из Японии, Кореи, Китая, позволит таким образом открыть ворота для этих рекреационных возможностей в области горного туризма. И, поскольку с этими странами у нас схожие природные условия и почти нет разницы в часовых поясах, есть перспектива приезда большого количества иностранцев.
- Готова ли Камчатка к увеличению туристического потока?
- В академическом смысле любая туристическая индустрия косвенно начинает развивать многие другие сферы. В том числе, это кросс-маркетинг для Камчатки: многие знают её только летом (наши знаменитые Долина гейзеров, медведи, крабы), но когда открываются новые виды туризма, регион узнают и с другой стороны. Так, многие люди, профессионально связанные с горными видами спорта, знают Камчатку как прекрасный ландшафт для катания вне трассы, потому что подготовленного пространства на качественном курорте у нас пока просто нет. Когда он появится, мы сможем обеспечить возвратность туристов, потому что, изучив регион летом и узнав о зимних активностях, они захотят попробовать и это. Одновременно с тем это нас обязывает создавать сопутствующую всю инфраструктуру. Прилетев в хороший хаб на хорошем самолёте, надо потом сесть на хороший автобус, приехать в красивый отель, поесть в хорошем ресторане и в целом получить хороший сервис. Это сейчас наша задача №1 – создание инфраструктуры. Нам нужно искать новые тропы для трекинга, обустраивать новые места показа, чтобы не концентрироваться на нескольких самых популярных локациях. Готовиться к увеличению туристического потока нужно уже сейчас.
- Какая она: Камчатка будущего?
- С 99-го года мы отсчитываем начало своей коммерческой туристической деятельности. Осознанными операторами мы стали только к концу 2000-х. И примерно к этому времени я понял, что Камчатка обречена быть туристической меткой: район группы домашних вулканов, район Верхнепаратунской долины. Я думаю, что парк «Три вулкана» - только первый проект в области горного туризма в целой череде подобных объектов. У меня есть мнение, что туризм на Камчатке – это новая нефть. Я также уверен, что эта индустрия в какой-то момент переплюнет рыбную отрасль. Поэтому все эти усилия туристического сообщества, государства, которое помогает в развитии этой сферы – всё это имеет смысл.
- Удастся ли, по вашему мнению, сохранить баланс между природой и деятельностью человека в процессе создания новых туристических объектов?
- Я бы сказал так: у нас нет другого варианта. Мы должны найти баланс между использованием ресурса и его сохранением. На самом деле это не философское размышление, а утилитарное, прикладное. Это понимают и в Правительстве, и в рядах энтузиастов экологического движения, и среди руководителей туристических объектов. Чтобы у нас через 50 лет было, что показывать и какие эмоции продавать, мы уже сегодня должны позаботиться о том, чтобы создать систему сохранения природы и ограничительной эксплуатации ресурсов. Я вижу, что даже среди молодёжи понимание важности экологических тенденций становится нормой и это правильно.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.
КОММЕНТАРИИ
Я лично считаю что новости данного типа не уместны и даже лишение в данной рублеки.
Считаю, что есть правда в этих словах, но только в рамках их территории. А в остальном Камчатка убого терпит разграбление.
Новая нефть? Сам понял что сказал? Туризм это нагрузка на экосистему и 0 рублей в бюджете + новые кредиты чтобы покрыть 0 рублей в бюджете. Морские ресурсы, рыбопродукция, драг.металлы - вот стабильный высокодоходный потенциал. Но увы он не наш, он продан таким как кожемяка и компания, поэтому они долларовые миллиардеры и первые в списке форбс. А у нас целый регион ждет поступления не от туристов, нет, а от нашего с вами НДФЛ. Так что, огульно заявлять об потенциале туризма может только глубоко некомпетентный человек. Мне не нравится быть прислугой у себя дома, ни когда не буду толерантным с мигрантами, не такое будущее я хочу для моих внуков. Но пока такие как солодов у власти нас и дальше будут пичкать этой утопией. Вон угрохали халактырский пляж ради туризма, а что получили помойку и деградирующую экосистему и очередной кредит который нам с вами платить на эту никому не нужную дорогу. А соколиный центр, притон браконьеров, кто построил дорогу, опять кредит и опять на нашу шею.