Принятый в 2023 году закон о рыболовных участках предусматривает возможность заключения договоров пользования участками с действующими пользователями без проведения торгов, но с учётом подтверждения их добросовестности и принятия дополнительных обязательств по производственному контролю и социально-экономическому развитию регионов.
В России таких участков около 7 500, на 25 % из них добывается самая востребованная на российском рынке рыба — тихоокеанские лососи.
Главным рыбодобывающим регионом России является Камчатский край, где добывается свыше 70 % от всего национального улова тихоокеанских лососей. Рыбоперерабатывающий комплекс обеспечивает 60 % всего промышленного производства края. В отрасли заняты более 18,5 тысячи человек — около 6,5 % населения региона.
Как сообщает Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), в случае двукратного увеличения размера единоразового взноса за право пользования рыболовными участками экономику Камчатки ждут серьёзные риски.
«Если ранее прогнозировалось, что добытчики лососевых обязаны будут заплатить 92 миллиарда рублей, чтобы сохранить за собой возможность продолжать деятельность, то теперь эту сумму могут повысить до 200 миллиардов, что сопоставимо с ежегодной выручкой всего лососевого промысла», – говорится в сообщении ведомства.
Президент ВАРПЭ Герман Зверев считает, что введение продразвёрстки для добытчиков лососевых приведёт к третьей лососевой катастрофе на Камчатке. Первая случилась во второй половине 60-х годов прошлого века, когда японским рыбакам разрешили бесконтрольный дрифтерный промысел. В результате ежегодные уловы лососевых достигли минимального уровня в 30–40 тысяч тонн, а десятки береговых заводов на Камчатке были закрыты. Вторая катастрофа произошла в 1990-х годах, когда передел отрасли и неграмотное регулирование промысла привели к невиданному взлёту браконьерства и экономическому краху многих предприятий полуострова.
Сейчас, при повышении взноса за право добывать рыбу на участках, федеральный бюджет получит в 2025 году лишь треть от запланированных средств. «Многие предприятия лососевого сегмента откажутся от бизнеса», – уверены в ВАРПЭ.
В 2026 году рыбодобытчики будут работать только на каждом пятом рыболовном участке, а количество лососевых предприятий сократится в четыре раза. В лососевом бизнесе возникнет зияющая брешь.
Сотни рыболовных участков, которые сейчас охраняют рыбопромышленники, окажутся без охраны, что приведёт к масштабному росту браконьерства в 2027–2029 годах. «Браконьерство нанесёт страшный удар по лососевым рекам Камчатки и мы на долгие годы окажемся отброшены назад», – предупреждает Зверев.
В 2025–2026 годах российский рынок ожидает резкий рост отпускных и розничных цен на продукцию из лососевых. «Предприятия, которые всё-таки подадут заявки на заключение договора, окажутся в кредитной кабале. Кредиты под 20 % годовых придётся возвращать – и делать это за счёт роста отпускных цен на продукцию», – объясняет президент ВАРПЭ.
Герман Зверев считает, что шанс предотвратить лососевую катастрофу на Камчатке ещё есть.
КОММЕНТАРИИ
На сколько лет вперед заплатят-то?Если на пару десятков,то это абсолютно норм.Сами посчитайте,если Камча дает 70% лосося,то какие это деньги.
Страсти-мордасти! Всё будет прекрасно - заплатят определенным кадрам и всё встанет на круги своя.
Москвичи подомнут под себя и местные барыги ничего не получат. Ура товарищи !
Это делается всё специально
Угли, это такой же Маяковский, как Вы камчатец. есть один нюанс: при жизни Маяковского эта страна называлась Южной Родезией