Россия формирует амбициозные экономические проекты: ИА «Кам 24»
OB

Россия формирует амбициозные экономические проекты

20 января 2025, 20:58

Для их реализации России не нужны чужие ресурсы и территории.

Еще несколько недель назад мировое сообщество позволяло себе относиться к заявлениям Дональда Трампа о возможном включении в состав Соединенных Штатов Канады и принадлежащей Дании Гренландии, а также о возвращении под юрисдикцию Вашингтона Панамского канала  как к нелепым шуткам. Когда стало очевидным, что избранный 47-м президентом США политик намерен добиваться аннексий новых территорий, пришло время анализа причин, побудивших будущего американского лидера обнародовать, казалось бы, совершенно невероятный поворот во внешней политике флагманского государства западного мира по отношению к союзникам. 

Что нужно Дональду Трампу для возрождения величия США

Попытки не самой авторитетной части истеблишмента Брюсселя, Лондона, Парижа, Берлина, Копенгагена и Оттавы объяснить стремление Дональда Трампа к территориальным приращениям эксцентричностью будущего хозяина Белого дома едва ли можно отнести к разряду сколь-либо объективных суждений.  За шокирующими заявлениями 47-го президента США стоит его трезвый расчет и видение одного из ключевых путей достижения заявленной им цели  Make America Great Again. 

Трамп и его команда отчетливее многих понимают, что для сохранения за Соединенными Штатами лидерства в XXI веке стране потребуются дополнительная продовольственная база, доступ к широкой линейке минеральных и углеводородных ресурсов, контролируемая и безопасная морская логистика. 

Об уязвимости современной экономики США сегодня говорят многие эксперты. В их числе французский политолог, демограф и социальный антрополог Эммануэль Тодд. Среди его сбывшихся сенсационных прогнозов развал Советского Союза, предсказанный аналитиком еще в 1976 году. В нашумевшей книге «Поражение Запада» (https://www.litres.ru/book/emmanuel-todd-33203503/porazhenie-zapada-71210908/chitat-onlayn/) политолог достаточно убедительно доказывает, что экономика России сегодня демонстрирует большую жизнеспособность и адаптивность, чем промышленность и аграрный сектор большинства стран коллективного Запада. Эммануэль Тодд называет валовой внутренний продукт США в сравнении с ВВП РФ в значительной степени «вымышленным», «в котором регистрируются, в том числе особые виды деятельности и при этом не совсем понятно, следует ли их квалифицировать как бесполезные или виртуальные».

 «ВВП России, – пишет далее Эммануэль Тодд, – в большей степени представляет собой производство материальных благ, чем плохо определенные виды деятельности». 

Большим процентом «сервисности» и «виртуальности» американской экономики, в частности, объясняется громадный дисбаланс товарооборота между Соединенными Штатами и КНР. В 2024 году Китай поставил за океан продукции на  524,656 миллиарда долларов, а США – в КНР в 3,2 раза меньше – на 163,624 миллиарда. 

Отставание же в сфере IT-технологий, других наукоёмких отраслях, как доказывают примеры Китая, Индии да и России, в современных условиях при наличии политической воли и концентрации ресурсов на решении приоритетных задач национального развития, преодолимо. Способность Москвы на быстрые технологические прорывы обусловливает ещё одна особенность экономики РФ, отмеченная Эммануэлем Тоддом: «Экономика – это рабочая сила с её различными уровнями образования и типами навыков. Однако, что принципиально отличает российскую экономику от экономики США, так это то, что среди людей с высшим образованием в России гораздо большая доля тех, кто выбирает инженерное образование: в 2020 году их было 23,4 % по сравнению с 7,2 % в Соединенных Штатах… Это позволяет России готовить значительно больше инженеров, чем США, несмотря на непропорциональную численность населения».

Иными словами, Дональд Трамп прекрасно понимает почти  критическое значение для его страны присоединения новых территорий. Панамский канал позволяет контролировать громадный сегмент перевозок между Тихим и Атлантическим океанами. Канада, вторая по площади после России страна мира, располагает обширными посевными площадями и полезными ископаемыми. Освобождающаяся ото льда Гренландия привлекает внимание Трампа не только разнообразием разведанных минеральных и углеводородных ресурсов.

 И даже военное присутствие США на острове в контексте нашего разговора можно не брать во внимание. На северной оконечности Гренландии длительное время существует военная база Соединенных Штатов Питуфик. Она предназначена для раннего обнаружения пусков баллистических ракет с территории России и Китая. При желании Вашингтон может без труда добиться от Копенгагена согласия на размещение дополнительных воинских контингентов на острове.

Но очень важно то обстоятельство, что контроль Гренландии означает и контроль Северо-Западным прохода. Он, как и Севморпуть, на тысячи миль сокращает  путь из восточной Азии,  с западного и восточного побережий США и Канады – в Европу. Глубины Северо-Западного прохода не создают препятствий для навигации супертанкеров и суперконтейнеровозов. Большая осадка такого типа судов исключает их прохождение по Панамскому каналу. 

Развитие без аннексий

В России также отдают себе отчет о необходимости обеспечения продовольственной безопасности, наличия широкой ресурсной базы, инкорпорированной в международные транспортные коридоры безопасной и современной логистики, в том числе морской, для успешного экономического развития, решения комплекса социальных и демографических задач в текущем столетии. С той лишь ключевой разницей, что наша страна располагает собственными ресурсными и геополитическими компонентами, необходимыми для позитивной динамики. РФ не нуждается  в захвате чужих земель, акваторий и эксплуатации зарубежных недр.

По этой причине безосновательно и бесперспективно объяснять ведение РФ специальной военной операции на территории Украины желанием овладеть ресурсами соседней страны. Цели и причины СВО совершенно иные, и уж никак они не заключается в овладении донецким месторождением лития, как ныне пытаются утверждать на Украине и некоторые их западные союзники. Россия и без Донбасса занимает третье место в мире по запасам этого металла, массовая добыча которого стала актуальной после изобретения литий-ионных аккумуляторов. 

До этого события производство мягкого щелочного металла оставалось малорентабельным, что в 1997 году побудило Россию прекратить разработку литийсодержащих руд. 

Собственную добычу на время заместили импортные поставки металла в основном из Южной Америки. С конца прошлого века потребность мировой экономики в литии возросла, соответственно, более чем в 10 раз увеличилась и его стоимость. Возникла задача возобновления производства «аккумуляторного» металла в стране. В настоящее время Норникель совместно с Росатомом осваивают месторождение лития в Мурманской области. Сообщается, что с выходом предприятия на проектную мощность в 2030 году выпуск щелочного металла в российском Заполярье составит 10 процентов мирового производства.

Дальний Восток формирует экономику будущего

В России в наши дни уже реализуются и рассматривается возможность реализации множества инвестиционных проектов, имеющих потенциал воздействия на широкий отраслевой спектр международного промышленного и продовольственного рынков, глобальную систему разделения труда и транспортные схемы. Речь идет и о высокотехнологичных инициативах, и о ресурсных разработках, и о логистических проектах. Локацией значительной части этих инициатив становится Дальневосточный федеральный округ. Согласно заявлениям инициаторов, ряд разрабатываемых проектов преобразят экономический и социальный облик регионов ДФО, на территории которых они реализуются. 

На Чукотке приступили к разработке Баимской медно-порфировой площади. Проект, финансируемый ВЭФ.РФ и рядом коммерческих банков, предполагает создание нескольких тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. Он обеспечил многомиллиардные заказы для российской промышленности, а используемые технические решения не имеют аналогов в России. Для обеспечения энергией добывающих и перерабатывающих мощностей Госкорпорация «Росатом» строит для Баимского месторождения четыре плавучих энергоблока. В Певеке возводится морской терминал мощностью 2 миллиона тонн для приема и отправки грузов как в интересах Баимского горно-обогатительного комбината, так и заполярных районов Чукотского автономного округа. 

Выход ГОКа на проектную мощность  позволит увеличить производство в России меди и золота, соответственно, на 25 и 4 процента. По заявлению пресс-службы ВЭБ.РФ, горно-обогатительный комбинат позволит вдвое увеличить ВРП Чукотки, что даст возможность региону стать бездотационным.

Реализация другого амбициозного проекта способна придать мощное социально-экономическое ускорение двум субъектам ДФО – Якутии и Магаданской области. Их предполагается связать железной дорогой. Инициатива, которая еще несколько лет назад воспринималась большей частью общества и даже профильных специалистов как утопия, сегодня обретает черты конкретного проекта. Не в последнюю очередь на трансформации отношения к возможности строительства магистрали Якутск – Магадан стал успешный опыт прокладки в сходных климатических условиях частной Тихоокеанской железной дороги. Она связала Эльгинское угольное месторождение в Якутии с поселком Чумикан в Хабаровском крае, вблизи которого строится порт. Длина Тихоокеанской железной дороги без учета разъездных и станционных путей составила 531 километр. С момента старта строительства и до начала пробной эксплуатации магистрали в октябре прошлого года прошло немногим более двух лет. 

Глава Республики Саха Айсен Николаев на совещании в Совете Федерации призвал приступить к разработке проектной документации железной дороги, которая соединит Якутск и Магадан. Магистраль пройдет по территории, где уже разведаны и подтверждены запасы полезных ископаемых стоимостью более 5 триллионов рублей. «Это будет важнейшая транспортная магистраль, имеющая не только экономическое, но и геополитическое, геостратегическое значение, в том числе для обеспечения безопасности страны», – подчеркнул Айсен Николаев. В РЖД также считают возможным строительство такой магистрали. В её возведение готовы инвестировать ряд китайских компаний, заинтересованных в разработке ресурсных месторождений Якутии и Магаданской области. 

На Камчатке также сформированы, как минимум, два инвестиционных проекта, имеющие стратегический характер для социально-экономического развития России в XXI столетии. Они связаны с удовлетворением потребности отечественной и мировой экономики в экологически чистых энергоносителях и развитии Северного морского пути как международной транспортной магистрали.

Незамерзающие бухты северо-восточного побережья полуострова являются идеальным местом для создания высокоширотного мультимодального логистического терминала, проект которого разработан АО «Вертикаль». Порт призван обеспечить реверсивную перевалку перевозимых по СМП грузов между флотом высокого ледового класса и судами, предназначенными для эксплуатации в водах умеренных и тропических широт. По такому принципу предстоит работать морскому перегрузочному СПГ-терминалу ПАО «НОВАТЭК». Он расположен в 80 километрах к северу от Петропавловска-Камчатского в бухте Бечевинской. 

Реализация проекта ПАО «НОВАТЭК» кроме обеспечения безопасных путей доставки российского СПГ из Арктики в страны-потребители, интеграции края в большую мировую логистику, также ведет к широкой газификации Камчатки. И первые определяющие шаги, которые позволят реально и значительно снизить стоимость производимой в  регионе тепловой и электрической энергии, уже сделаны. На создание береговой инфраструктуры комплекса регазификации СПГ выделено 13 миллиардов рублей, из которых – 12 миллиардов средства федерального бюджета. Поставки природного газа для нужд Камчатки составят 446 тысяч тонн или 620 миллионов кубометров ежегодно.

Еще более значительный проект предложен компанией «Н2 Чистая энергетика». Он предполагает строительство на севере Камчатки водородно-энергетического кластера на основе Пенжинской приливной электростанции. Завод по производству водорода и аммиака планируется создать в поселке Тиличики. Энергия с генерирующих мощностей в Пенжинской губе к предприятию будет поступать по линии электропередач. Морской терминал в незамерзающем и достаточно глубоководном заливе Корфа обеспечит доставку произведенных энергоносителей  заинтересованным потребителям во многих странах. Запросы же мирового рынка на зеленый водород уже высоки и продолжают увеличиваться. 

Помимо ПЭС проект предусматривает строительство вблизи завода по производству водорода и аммиака крупного ветропарка. Мощность его первой очереди составит 100 мегаватт. Вырабатываемое им электричество позволит компании начать производство водорода, не дожидаясь ввода в эксплуатацию ПЭС и завершения строительства линии электропередач, соединяющей берега Охотского и Берингова морей.

Мощность ПЭС первой очереди, согласно проекту, составит 300 мегаватт. Запланированная мощность второй очереди приливной электростанции превышает 21 гигаватт. После реализация проекта в полном объёме он позволит получать в год 1,2 миллиона тонн водорода и 7,7 миллиона тонн аммиака. Несколько зарубежных компаний выражают готовность инвестировать в строительство водородно-энергетического кластера на Камчатке.

Оба проекта, о которых я рассказал, не перешагнули стадии общего планирования. И есть немало скептиков, которые сомневаются в их реалистичности. Но, если взять на себя труд посмотреть камчатскую прессу пяти – шестилетней давности, то нетрудно обнаружить горячие сомнения множества авторов относительно возможности строительства перегрузочного комплекса ПАО «НОВАТЭК», но сегодня он создан. Реализацию на Камчатке проектов, связанных с большой логистикой, делает еще более актуальной включение края в систему Большого Северного морского пути. 

Глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев считает поддержанную  руководством страны концепцию БСМП одним из важнейших итогов минувшего года.

«Концепция Большого Северного морского пути определит всю нашу дальнейшую работу в Арктике на ближайшие десятилетия. Нам предстоит создать новый транспортный коридор – от Калининграда до Владивостока, со всей сопутствующей инфраструктурой и увязанностью с речными портами и железнодорожным транспортом», – сказал Алексей Лихачев. 

Наша страна, Камчатский край не боятся амбициозных проектов, какими бы фантастичными они на первый взгляд не казались. Для их реализации у России есть необходимые ресурсы, политическая воля и люди в деловых, научных кругах, органах управления по всей вертикали власти, готовые целеустремленно работать на будущее государства. 

Александр МЫЛЬНИКОВ, генеральный директор Корпорации развития Камчатки

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.