Законопроект, предусматривающий этот запрет, был принят Госдумой сразу во втором и третьем чтениях. Исключения будут определяться правительством.
Документ предполагает, что дистанционные форматы обучения могут использоваться только в тех случаях, которые предусмотрены федеральными образовательными стандартами и дополнительными профессиональными программами в области здравоохранения. До 1 сентября 2025 года правительство должно определить допустимые объемы и методы применения электронного обучения в медицине.
Министерство здравоохранения полностью поддержало законопроект. Глава Минздрава Михаил Мурашко отметил, что сложившаяся практика онлайн-обучения привела к неудовлетворительной подготовке специалистов.
Заместитель председателя Профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрочников также поддержал инициативу, подчеркнув, что сегодня врачи вынуждены самостоятельно оплачивать дистанционные курсы в рамках непрерывного медицинского образования (НМО). Он предложил увеличить требования к аккредитации специалистов и обязать работодателей финансировать очное обучение врачей.
Директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского университета Вера Никишина указала, что дистанционные технологии снижают качество образования и усложняют восприятие информации. По ее словам, студенты, изначально недовольные дистантом, со временем привыкли к комфортным условиям и начали отдавать им предпочтение, несмотря на снижение уровня подготовки.
Руководитель аккредитационного центра Пироговского университета Павел Лопанчук считает, что полный запрет дистанционного обучения нецелесообразен. Он предложил ограничить объем онлайн-курсов в зависимости от уровня подготовки, что позволит сохранить качество образования без полного отказа от цифровых технологий.
Ректор Российского университета медицины Олег Янушевич также выступил против полного запрета. Он подчеркнул, что дистанционные форматы обучения не должны превышать 10% учебного времени, а в клинических дисциплинах необходимо сохранять практическую подготовку. Янушевич отметил важность борьбы с недобросовестными образовательными организациями, предоставляющими некачественные онлайн-курсы.
По мнению экспертов, запрет дистанционного обучения поможет повысить уровень подготовки медицинских специалистов, однако важно сохранить баланс между традиционными и цифровыми методами обучения.
КОММЕНТАРИИ
Хорошо бы указывать в информации о враче, какую форму обучение он получал.