Арктическая логистика демонстрирует беспрецедентные преимущества
В прошлом месяце мы сообщали читателям о переходе по Северному морскому пути контейнеровоза «Istanbul Bridge», который вышел из китайского порта Нинбо-Чжоушань 23 сентября. На борту судна находилось около 25 тысяч тонн грузов, предназначенных для четырех портов Западной Европы и Санкт-Петербурга. Судно перевозило в основном литий-ионные аккумуляторы и фотоэлектрическое оборудование.
СМП: экономическая выгода и экологическая польза
13 октября, через 20 дней после начала рейса, «Istanbul Bridge» ошвартовался в английском порту Феликстоу. По южному маршруту через Суэцкий канал путь от восточных берегов Китая до Британии занял бы не менее 40 суток. Участок Северного морского пути контейнеровоз без ледокольного сопровождения на скорости 17 узлов преодолел меньше чем за 6 дней. По оценке экспертов, временные и экономические показатели рейса «Istanbul Bridge» являются беспрецедентными за всю историю контейнерных перевозок между КНР и Западной Европой. Рейс мог завершиться еще быстрее, но судно на два дня задержал в Норвежском море шторм Эми.
Компания-оператор судна Sea Legend Shipping сразу же присвоила новому коммерческому маршруту название «China-Europe Arctic Express». Китайская сторона подчеркивает, что речь идет не о разовой акции, а об открытии, начиная со следующего года, регулярной транспортной линии, проходящей вдоль дальневосточных и арктических берегов России.
Главный операционный директор Sea Legend Shipping Ли Сяобинь сообщил о стратегии компании, направленной на масштабирование перевозок по СМП: «Сначала мы запустим фиксированные маршруты с регулярностью раз в одну или две недели в летний навигационный период. Параллельно мы будем усовершенствовать спецификации и конструкцию новых судов ледового класса, развернем строительство специализированного контейнерного флота для арктических условий. Наша конечная цель – реализовать план круглогодичной навигации по арктическому маршруту Китай – Европа».
В компании говорят не только об экономических выгодах высокоширотной логистики, но и о её экологической составляющей. По оценкам Sea Legend Shipping, рейсы по СМП сокращают выбросы углерода на 30 процентов по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал и примерно наполовину – по сравнению с переходом вокруг мыса Доброй Надежды.
Почему датчане отказались от полярной логистики
Справедливости ради стоит отметить, что первый трансарктический рейс из Азии в Европу с участием зарубежного перевозчика предприняла датская компания Maersk на судне «Venta Maersk» в 2018 году. Корпорация развития Камчатки внимательно отслеживала ситуацию вокруг тестового перехода, отмечая странности маршрута контейнеровоза по дублирующим направлениям. Судно, приняв в Петропавловске-Камчатском груз морепродуктов, отправилось во Владивосток и Пусан и только потом взяло курс на Арктику.
Обращали на себя внимание и заявления руководства компании, сопровождавшие тестовый рейс. Представитель Maersk еще до начала перехода дал негативную оценку эксперименту: «Мы сейчас не рассматриваем Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы нашей существующей сети, которая определяется спросом клиентов, характером торговли и расположением портов. Мы учитываем, что Северный маршрут возможен только три месяца в году».
Газета The Washington Post, откликаясь на предстоящий переход «Venta Maersk» из Азии в Европу, подчеркнула географические выгоды СМП, но тут же дала понять, почему Северный морской путь не устраивает западных перевозчиков: «Зависимость от властей России, так как Севморпуть главным образом пролегает в ее особой экономической зоне». От себя добавим: а в проливах – и через территориальные воды РФ.
Намеренно усложненный маршрут «Venta Maersk» и показательные заявления представителей судовладельца заставили Корпорацию развития Камчатки в 2018 году сделать вывод о том, что «тестовый рейс специально проводится в таких условиях, чтобы доказать нерентабельность перевозок по Северному морскому пути». Так и произошло. Датский перевозчик решительно отказался от полярной логистики.
Кардинально иную позицию продемонстрировала Sea Legend Shipping. По словам представителя компании, они готовились к транзитному рейсу через Арктику три года, чтобы исключить всякие сложности и случайности. Можно предположить обращение Sea Legend Shipping к опыту другой китайской судоходной фирмы – NewNew Shipping. Она уже несколько лет ведет перевозки через Арктику в интересах российских и китайских грузоотправителей.
В текущей арктической навигации NewNew Shipping задействовала для перевозок по СМП 5 судов. Они совершили 20 полярных рейсов, на 7 больше, чем годом ранее. Российско-китайское сотрудничество в рамках полярной логистики продолжает развиваться.
«Воплотить сотрудничество в крупные проекты…»
14 октября глава «Росатома» Алексей Лихачёв и министр транспорта КНР Лю Вэй подписали в Харбине план развития арктических перевозок. Стоит задача довести объем транзитных грузов на СМП к 2030 году до 20 миллионов тонн. Принятая дорожная карта предполагает сотрудничество сторон не только в сфере судоходства. Она предусматривает совместные усилия двух стран по созданию коммерческого флота высокого ледового класса, подготовке и стажировке кадров, а также сотрудничество по ряду других направлений.
Алексей Лихачёв выразил уверенность, что принятые «решения придадут дополнительный импульс развитию российско-китайского взаимодействия в области развития потенциала СМП и позволят воплотить возможности сотрудничества в крупные капитальные проекты. Наше взаимодействие позволяет нам не только диверсифицировать маршруты мировой торговли, но и внедрять передовые технологии в освоении сложных северных широт».
«К высокоширотной логистике пристальный и деятельный интерес демонстрируют и другие гиганты азиатской экономики – Индия, Южная Корея, Япония. Эксперты не сомневаются в скором появлении их грузоперевозчиков на полярных трассах, – рассказал генеральный директор Корпорации развития Камчатки Александр Мыльников. – Рост зарубежного транзита неизбежно поставит вопрос о создании на российском тихоокеанском побережье порта-хаба, предназначенного для перевалки грузов между судами ледового класса, работающими на трассах СМП, и флотом, который курсирует в умеренных и тропических широтах».
И первоначальные практические шаги в этом направлении уже делаются. Александр Мыльников напомнил о соглашении, подписанном на площадке Восточного экономического форума главой региона Владимиром Солодовым и транспортной группой FESCO (входит в «Росатом»). Документ, среди прочего, фокусируется на создании в крае логистических мощностей, ориентированных на обеспечение транзитных перевозок по СМП.
Одним из таких объектов может стать высокоширотный мультимодальный логистический терминал (ВМЛТ) по перевалке нефтепродуктов, генеральных грузов и контейнеров в заливе Корфа. Идея его создания принадлежит АО «Вертикаль». Акционерное общество имеет опыт перевозок в Арктике и располагает флотом ледового класса дедвейтом более 100 тысяч тонн.
Александр Мыльников предостерег от восприятия логистического проекта АО «Вертикаль» как целостной деловой инициативы, близкой к этапу реализации.
«Пока ВМЛТ – не более чем идея, но весьма продуктивная, сформированная серьезным бизнесом. Её появление обусловлено логикой и задачами развития международного арктического транспортного коридора. Рано или поздно вопрос создания такого логистического терминала в том или ином виде, в той или иной локации окажется в актуальной повестке дня, что будет знаменовать новый этап развития Камчатки, и не только в сфере морского транспорта, но и других отраслях экономики», – считает Александр Мыльников.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.
Прежние новости на эту тему
- 27 октября СЭЗ «Брест» предлагает Корпорации развития Камчатки сотрудничество
- 27 октября Встреча с руководителем камчатского филиала Газпромбанка
- 24 октября Гостиница с видом на Авачинскую губу
- 20 октября Тепличный комплекс «Камчатский» расширяет линейку выращиваемой продукции
- 17 октября От пекарни до отеля: идеи для бизнеса на Камчатке
