Финансист дал рекомендации, как разобраться в отчёте о себестоимости
Исследование себестоимости продукции — важная часть управленческого учёта, которая позволяет сократить производственные расходы. Это помогает компании оставаться конкурентной и улучшать финансовые результаты.
Чтобы детально учитывать все затраты на производство товара, организации используют отчёт о себестоимости. В этой статье эксперт сервиса «Финансист» рассказал, из чего состоит отчёт и как пошагово в нём разобраться.
Что входит в отчёт
Отчёт состоит из информации о прямых и косвенных расходах организации.
- В числе прямых расходов могут быть затраты на сырьё и комплектующие для создания продукта и зарплаты сотрудников, которые вовлечены в этот процесс.
- К косвенным расходам можно отнести общие затраты, которые распространяются на несколько аспектов бизнеса. Это коммунальные платежи, затраты на устранение неполадок в оборудовании и другое.
Информацию о них можно собирать в Excel, 1С или сервисах для автоматизации отчётности.
Как разобраться в отчёте
1. Исследуйте формат
Прежде всего нужно оценить всю систему отчёта и входящие в него данные. Это даст понимание о составных частях себестоимости.
2. Оцените прямые расходы на сырьё
Чтобы правильно оценить расходы на производственные материалы, эксперт «Финансиста» рекомендует соотнести цену сырья и его количество за определённое время. Так, если стоимость дерева для создания столов увеличивается, а материала для одной единицы нужно всё меньше, это свидетельствует об успехах в оптимизации производства.
3. Анализируйте расходы в производственном процессе
Компании должны отслеживать взаимосвязь зарплат и объём выпущенных товаров. В случае, когда объёмы упали, а зарплаты выросли, предприятию нужно сконцентрироваться на оптимизации.
Также необходимо соотнести фактические косвенные расходы с плановыми. Например, увеличение расходов на электричество может сообщать о том, что пора провести техосмотр приборов.
4. Определите ключевые компоненты себестоимости
В производстве есть компоненты, которые сильнее всего влияют на себестоимость продукта. Руководители могут выявить и оптимизировать их. Например, при производстве столов больше всего денег тратится на дерево. Если сконцентрироваться на поставщиках древесины, можно договориться о скидках или найти контрагентов, которые торгуют по более низким ценам.
5. Рассчитайте маржу и рентабельность
Когда показатель маржи падает, это говорит о том, что затраты выросли и что пора пересмотреть ценообразование. Если показатель рентабельности конкретных продуктов достаточно высокий, стоит делать больший уклон на них.
6. Сравните данные с показателями по отрасли
Компании необходимо проследить за динамикой себестоимости товара и оценить её изменения в определённое время. Такой подход обеспечивает руководителей данными для прогнозирования расходов и позволяет сравнивать эффективность процессов с конкурентами.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.