Финансовый директор рассказал, как бизнес может привлечь деньги через pre-IPO
Представьте, что ваш бизнес стоит на пороге больших перемен: рынок ждёт вашего выхода, конкуренты с тревогой наблюдают за каждым шагом, а инвесторы уже прицениваются к компании. Но до IPO ещё далеко, а деньги для роста нужны уже сейчас.
Как превратить это время ожидания в мощный стартовый толчок? Ответ прост — pre-IPO. О том, как этот инструмент может помочь компании привлечь средства, рассказал эксперт сервиса «Финансист» в этом материале.
Концепция pre-IPO
Pre-IPO называют промежуточный этап между частным финансированием и выходом организации на публичный рынок через IPO (Initial Public Offering). На этом этапе компания привлекает инвесторов, предлагая им доли или акции по цене ниже предполагаемой стоимости IPO. Инвесторы заинтересованы в потенциальной прибыли, а компания получает средства для развития и подготовки к размещению.
Такой инструмент подойдёт бизнесу в трёх случаях.
- Компания находится на стадии активного роста.: у собственника есть чёткая стратегия и необходимость в капитале для масштабирования, выхода на новые рынки или внедрения новых технологий.
- Уже начата подготовка к IPO. Компания имеет базовый пакет документов, проведён аудит, есть видение структуры капитала.
- Привлечение инвесторов с высоким профилем. На этапе pre-IPO можно заинтересовать институциональных инвесторов, фонды или крупных частных игроков, которые могут стать «якорем» для успешного IPO.
Этапы pre-IPO
1. Подготовка бизнеса к привлечению инвестиций
Прежде чем предлагать акции, важно убедиться, что бизнес интересен инвесторам. Для этого в «Финансисте» рекомендуют провести независимую оценку стоимости бизнеса, навести порядок в бухгалтерии и финансовой отчётности и провести аудит корпоративной структуры.
2. Создание инвестиционного предложения
Ваше предложение должно быть ясным и привлекательным:
- опишите текущие успехи и перспективы роста;
- укажите, как будут использованы привлечённые средства;
- предложите дисконт к предполагаемой цене акций на IPO.
3. Поиск и привлечение инвесторов
Используйте разные каналы. Например, инвестиционные банки, частные фонды, бизнес-ангелы, а также ваши текущие партнёры и крупные клиенты.
4. Закрытие сделки
Детально проработайте договоры и согласуйте юридические вопросы. Важно учитывать права pre-IPO инвесторов, которые могут включать льготы при выходе из капитала после IPO и опцион на покупку дополнительных акций.
Риски и подводные камни
Переоценка компании
Слишком высокая стоимость акций на этапе pre-IPO может отпугнуть инвесторов.
Неудачное IPO
Если IPO не состоится или цена размещения будет ниже ожидаемой, доверие инвесторов пострадает.
Утрата контроля
Если инвесторы на этапе pre-IPO получат большие доли, это может повлиять на принятие решений в компании.
Примеры успешного pre-IPO в России
Ozon. На этапе pre-IPO компания привлекла $150 млн от институциональных инвесторов, что позволило ей усилить логистическую инфраструктуру и успешно выйти на IPO.
Headhunter. Перед IPO компания привлекла $50 млн, что позволило провести активное расширение и увеличить количество корпоративных клиентов.
Главная WhatsApp-рассылка новостей Камчатки. Подпишитесь!