Использование кейс-метода в образовательном процессе
В условиях модернизации российского образования развиваются технологии и методы преподавания, базирующиеся на принципе активного обучения, который предполагает погружение в учебный процесс всех его участников и самостоятельность обучающихся. Одной их перспективных образовательных технологий является кейс-метод, научиться применять который можно на курсах повышения квалификации.
Сущность кейс-метода
Кейс-метод — это метод коллективного анализа ситуаций, позволяющий применять теоретические знания для решения реальных ситуаций. В кейсе содержится ситуационная проблема, не имеющая однозначного решения, что требует от обучающихся выработки собственных критериев отбора вариантов решения и составления уникального алгоритма действий.
В отличие от традиционных форм обучения, позволяющих научиться решать четко сформулированные задачи, которые редко встречаются в практической деятельности, кейс-метод дает обучающимся возможность приблизиться к решению реальных профессиональных задач. При работе над кейсом студенты учатся действовать в нестандартной обстановке, осложненной различными обстоятельствами. Научиться правильно организовывать работу над кейсом педагог может на курсах.
Возможности кейс-метода
Кейс-метод способствует развитию дивергентного мышления, дает возможность практически использовать и закреплять полученные знания, научиться выявлять, осмыслять и совместно решать проблемы, отбирать важную информацию, всестороннее рассматривать ситуацию и критически мыслить. В процессе работы над кейсом студенты могут отработать навыки практического использования концептуальных схем, проверить полученные знания, научиться представлять последствия принимаемых решений и формировать различные точки зрения на ситуацию.
При реализации кейс-технологии у обучающихся формируются и развиваются следующие надпрофессиональные компетенции:
- Коммуникативность. При работе над кейсом студентам необходимо слушать, точно и емко выражать свои мысли, искать компромиссы и вырабатывать общие решения, что развивает их навыки общения.
- Лидерство и субординация. При совместной работе обучающимся требуется попеременно выступать в роли руководителя и исполнителя. Это позволяет им научиться как брать на себя ответственность, мотивировать других, распределять и делегировать полномочия, так и следовать инструкциям, доверять руководителям, принимать их решения и указания.
- Тайм-менеджмент. Поскольку выполнение кейса предполагает динамичную работу и наличие «дедлайнов», студенты учатся эффективно управлять своим временем.
- Проблемное и критическое мышление. Решение проблемной ситуации требует критической оценки и систематизации входных данных, разработки различных решений для одной ситуации. В результате студенты учатся анализировать ситуацию и быстро принимать решения в условиях ограниченности информации и времени.
- Умение прогнозировать. Поскольку кейс не имеет единственно верного решения, для выбора оптимального пути разрешения проблемной ситуации обучающимся необходимо оценивать различные сценарии, что развивает их прогностические компетенции.
Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!