Как открутить шкив коленвала
В ремонте двигателя внутреннего сгорания снятие шкива коленвала является одной из самых сложных операций. Деталь важная и весьма надёжная. В обслуживании нуждается редко. Однако, когда надо снять шкив коленвала, возникает масса трудностей. Из материала вы узнаете: что это за деталь и где она находится, зачем её снимать, в чём сложность, в какую сторону и чем крутить крепёж, как правильно установить запчасть обратно.
Что такое шкив коленвала?
Шкив коленвала — это элемент двигателя внутреннего сгорания, который служит для приведения в действие систем автомобиля. Источником энергии выступает коленчатый вал, на котором эта деталь и установлена. Во время работы двигателя часть выработанной им энергии отбирается и используется для привода оборудования, соединённого со шкивом ремнём или цепью.
В зависимости от конструктивных особенностей двигателя от шкива могут приводиться в действие следующие узлы:
● газораспределительный механизм;
● помпа системы водяного охлаждения;
● генератор;
● насос гидроусилителя рулевого управления;
● система кондиционирования салона автомобиля;
● компрессор;
● масляный насос;
● система зажигания (контактная);
● система подачи топлива.
Поскольку этот шкив вращается абсолютно синхронно с коленчатым валом, его удобно использовать для установки датчиков. В некоторых двигателях так работают, например, датчики положения и скорости вращения коленвала. Также шкив может служить опорным элементом для установки натяжных роликов и механизмов, обеспечивающих регулировку или самонатяжение приводного ремня.
Где находится шкив коленвала?
Расположение шкива коленвала — зависит от конфигурации трансмиссии автомобиля. На всех двигателях деталь находится непосредственно на коленчатом валу со стороны, противоположной от маховика. В машинах с задним приводом расположение двигателя обычно продольное, а сцепление и КПП крепится к ним сзади. Соответственно, шкив коленвала следует искать спереди. В переднеприводных автомобилях используется поперечное расположение силового агрегата. Шкив может быть с левой или правой стороны, в зависимости от места установки сцепления.
Определить нахождение шкива коленвала легко можно при визуальном осмотре подкапотного пространства. Если их несколько, то нужная деталь обычно самая большая по диаметру, и расположена ниже остальных.
Чтобы добраться до шкива коленвала на двигателе с продольным расположением, потребуется смотровая яма, эстакада или подъёмник. У переднеприводных автомобилей с поперечной ориентацией мотора к этой детали обычно удаётся открыть доступ через снятое соответствующее переднее колесо.
Зачем снимают шкив коленвала?
Демонтаж требуется для устранения следующих неисправностей:
- На шкиве образовались трещины, деформации и другие дефекты.
- Деталь износилась.
- Повреждена стопорная шпонка, из-за чего привод не вращается синхронно с коленвалом.
- Потёк сальник коленвала.
- Обнаружен люфт шкива.
- Проскальзывает приводной ремень.
- Повреждены зубья у шестерёнчатого шкива.
Также без демонтажа этой детали невозможно выполнить капитальный ремонт двигателя, предполагающий снятие коленвала.
Почему возникают трудности при снятии шкива?
Перед тем, как снять шкив коленвала, следует подготовиться к проблемам, которые могут возникнуть в процессе работы. Это позволит осуществлять только грамотные действия, не сломать болт шкива коленвала, не травмироваться и не встрять на более трудоёмкий и дорогой ремонт.
Возможные сложности:
● труднодоступность детали;
● ограниченное пространство для манипуляций с инструментами и приспособлениями;
● закисание крепежа;
● большой момент затяжки болта (гайки) на заводе;
● перед тем, как открутить шкив коленвала, последний надо застопорить;
● крепёж срывается не в ту сторону;
● после откручивания деталь с трудом снимается с вала;
● в процессе снятия без съёмника можно безвозвратно повредить запчасть.
Не менее сложно правильно установить деталь обратно и затянуть крепление с нужным моментом силы. Несмотря на то, что резьба в этом месте выполнена по принципу самозатягивания, самопроизвольное откручивание во время работы двигателя не исключено. Свои функции не будет выполнять шкив, который остаётся на месте, но зафиксирован на коленвалу не намертво.
Необходимые инструменты для снятия шкива
Независимо от конфигурации машины и мотора для успешного снятия шкива с коленчатого вала понадобится:
- Головка соответствующего размера.
- Вороток и удлинители для него.
- Приспособление для снятия детали с вала.
- Проникающая смазка.
- Домкрат, противооткатные упоры (для переднеприводного авто).
Рожковые и даже накидные ключи использовать для этой работы не стоит. Они не способны обеспечить уверенную передачу момента на крепёж, но легко могут повредить его грани. Это в разы усложнит процедуру. Головки тоже должны быть не абы какие, а качественные. Точно подходящие под размер болта (гайки).
Заменять вороток трещоткой в данном случае тоже не стоит. Её хрупкий механизм может не выдержать момента силы, который понадобится для срыва крепежа. Удлинить ключ можно имеющимися в наборах предметами, либо по старинке — трубой.
Приспособление для снятия шкива (съёмник) есть не в каждом гараже, но для выполнения этой работы его целесообразно прикупить. Он может пригодиться и для других целей. Подбирать съёмник надо "по месту", в зависимости от формы и размеров шкива, а также свободного пространства возле него.
Домкрат и противооткатные упоры потребуются для получения безопасного доступа к шкиву на переднеприводных автомобилях.
Как застопорить шкив коленвала?
Если не зафиксировать коленчатый вал, шкив будет проворачиваться вместе с болтом, который его удерживает. Чтобы застопорить мотор от вращения, есть несколько способов.
На заднеприводном автомобиле можно включить прямую передачу (4-ю или 5-ю) и затянуть ручной тормоз. Если он держит слабо, воспользуйтесь помощью другого человека, которому поручите нажимать на педаль тормоза. Этого достаточно в большинстве случаев, чтобы надёжно застопорить шкив.
На переднеприводном автомобиле можно поступить аналогично, но уже без использования бесполезного в данном случае ручного тормоза. Если не получается или нет помощника, который должен давить на педаль тормоза, коленвал можно заклинить посредством маховика. Для этого в его кожух вставляется монтировка.
Важно! Фиксация маховика должна быть очень надёжной. В противном случае есть большой риск повредить зубья, что сделает невозможным запуск двигателя стартером. Этот метод стоит применять только в самом крайнем случае, так как он очень рискованный.
Для фиксации можно использовать резьбовое отверстие в шкиве, которое есть на некоторых автомобилях. В него можно ввернуть шпильку или болт, а уже их закрепить подручными средствами (цепью или упором, например).
Особенности снятия на авто с АКПП
Если автомобиль заднеприводный, то действовать можно следующим образом. Селектор выбора режимов работы коробки передач переводится на паркинг (P). Затягивается ручной тормоз или нажимается педаль тормоза помощником. На переднеприводном автомобиле такой фокус не прокатит, поэтому придётся стопорить коленвал другим способом (фиксировать маховик или снимаемый шкив).
В какую сторону откручивается шкив коленвала?
Резьба крепления шкива нарезана таким образом, чтобы при нормальном вращении коленвала болт или гайка самостоятельно затягивались, а не откручивались. Выяснить, в какую сторону вращается конкретный двигатель, можно визуально — посмотрев на шкив во время работы на холостом ходу. Далее нужно внимательно подумать, в какую сторону откручивается болт шкива коленвала.
Если вращение по ходу часовой стрелки, то крепление должно откручиваться, как большинство болтов и гаек — в обратную сторону. Наоборот, это правило тоже действует.
Методы упрощения операции
Ниже представлены простые, но действенные советы, как открутить болт шкива коленвала, если с первой попытки он не поддался:
- За день или несколько часов до выполнения работы раза три обработайте крепёж проникающей смазкой.
- Непосредственно перед откручиванием "побудите" резьбы лёгким постукиванием через проставку (это помогает разрушить ржавчину или окислы, которые удерживают соединение).
- Увеличьте рычаг воротка до максимально возможного, чтобы легко и чувствительно создавать момент силы.
- Если есть пневматический или электрический (мощный) гайковёрт с ударом, то это может существенно упростить задачу.
- Для снятия открученного шкива используйте съёмник. Если его нет, процедуру можно проделать монтировками. При этом следует быть очень осторожным и аккуратным, чтобы не продавить дыру в блоке двигателя.
Отворачивать прочно прикипевший болт можно "поручить" стартеру. Для этого нужно освободить шкив от ремня и предотвратить запуск двигателя. Если он бензиновый — снимите люльки со свечей зажигания. На дизельном отсоедините фишку с клапана подачи топлива на насосе высокого давления. Далее нужно подобрать ключ, который своим рычагом упрётся в пол гаража или подложенную доску. Внимательно подумайте, в какую сторону будет вращение, чтобы упереть вороток с нужной стороны. Теперь кратковременно включите стартер, чтобы он сделал несколько оборотов. Если всё сделано правильно, неподатливый болт будет сорван.
Как установить шкив коленвала на место?
Перед установкой шкива в посадочное место нужно вложить фиксирующую шпонку. Если на валу есть неровности, заусенцы и прочие дефекты, обработайте его напильником. Смажьте посадочное место консистентной смазкой. Наденьте шкив на вал. Перед тем, как затянуть шкив коленвала, убедитесь, что он полностью сел. При необходимости деталь можно усадить лёгкими постукиваниями. Избегайте перекоса и сильных ударов, способных отколоть кусок детали.
Чтобы затянуть болт (гайку), рекомендуется использовать динамометрический ключ. Нужный момент указан в руководстве по ремонту и эксплуатации конкретного двигателя. После установки необходимо вернуть на свои месте натяжные приспособления и приводные ремни.
Автор: Андрей Савинов (Автоэксперт портала avto-idea.ru)
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.