Как провести анализ себестоимости: основные правила
Задачей любого бизнеса является извлечение прибыли на вложенный капитал. Если прибыли нет, то предприятие быстро превращается в благотворительную организацию, которая без инвестиций быстро прекратит существование. Иными словами, бизнес должен быть рентабельным, а совокупная стоимость реализованных товаров и услуг должна перекрывать в отчетный период все издержки производства.
Анализ рентабельности невозможен без анализа себестоимости. Себестоимостью производства называют совокупность стоимостей всех издержек на производство товаров и услуг. То есть этот показатель не учитывает процент продавца, его комиссию.
Эксперты сервиса «Финансист» поделились с общественностью примерным алгоритмом, как провести анализ себестоимости производимых предприятием товаров и услуг. Важно подчеркнуть, что указанные действия имеют широкие, приблизительные рамки, ведь конкретный перечень затрат на производство одной единицы можно составить только при владении профильным знанием об отрасли, в которой осуществляет свою деятельность конкретное предприятие.
Анализ структуры финансового отчёта
Анализ себестоимости возможен только после проведения качественного финансового анализа, составления подробной структурной карты денежных потоков. Так, у компании должен быть хотя бы платежный календарь, считают эксперты сервиса «Финансист». Это нужно для того, чтобы понять, из чего вообще в компании складываются издержки на производство.
Анализ прямых затрат
Под прямыми затратами подразумеваются затраты на закупку материалов. Нужно рассчитать, сколько материалов уходит на производство одной условной товарной единицы.
Анализ трудовых затрат
Далее нужно посчитать, сколько трудовых часов приходится на производство одной единицы товара или услуги. Следует учесть все зарплаты по предприятию и разделить их сумму на количество произведенной за определенный период продукции. Следует учитывать фактические значения по труду, включая переработки сотрудников.
Анализ косвенных затрат и поиск «бутылочных горлышек»
Практическое производство часто обрастает второстепенными расходами, которые не были обозначены в первоначальном плане. Косвенные издержки можно обнаружить с помощью финансовой отчетности. Это и будет первым направлением для действия по оптимизации финансового положения компании.
Сравнение себестоимости и выручки
После сложения всех затраченных средств на производство одной единицы товара (или услуги) нужно сравнить эту цифру с его конечной ценой. Если цена выше — товар приносит маржинальную прибыль. Однако норма прибыли зависит от отрасли и рыночной ниши, в которой действует компания. Потому после подсчетов важно провести бенчмаркинг, то есть определить норму по рынку и сравнить полученные показатели прибыли со среднестатистическими.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.