Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте
Сохранность и безопасность грузов — одно из главных требований, выдвигаемых к железнодорожным перевозкам. С этой задачей рельсовый транспорт успешно справляется, используя разные методы и способы защиты грузов на платформах, в вагонах и контейнерах. Один из способов защиты — пломбирование вагонов. Пломбы позволяют ограничить доступ к содержащимся внутри материальным ценностям, контролировать груз на всем протяжении пути следования, вести компьютерный учет, вовремя обнаруживать попытки взлома.
Требования к ЗПУ
Запорно-пломбирующие устройства, использующиеся на железнодорожном транспорте, разработаны таким образом, что снять их с двери без повреждения не получится. Оплачивает установку пломб перевозчик или отправитель, в зависимости от того, на кого возложены эти обязанности в договоре. Порядок пломбирования предусмотрен правилами перевозок, нарушать его не рекомендуется из-за риска возникновения конфликтных ситуаций, если пломба установлена неправильно или выбран не тот тип ЗПУ.
Запорно-пломбирующее устройство должно содержать определенную информацию, позволяющую идентифицировать его по сопровождающим документам и компьютерным данным о грузе. На устройстве указаны:
- аббревиатура наименования перевозчика;
- контрольный индивидуальный семизначный цифровой код;
- логотип или товарный знак изготовителя;
- последняя цифра календарного года выпуска;
- название устройства.
Если данные не указаны или не читаются, то использовать ее не разрешают Правила пломбирования вагонов и контейнеров. В этом же документе сказано, что пломбы должны устанавливаться только на исправные запорные устройства вагонов.
Места установки ЗПУ и закруток на вагонах и контейнерах
На разных типах вагонов ЗПУ устанавливают в указанных правилами местах:
- универсальный крытый вагон — по пломбе на каждой двери с обеих сторон;
- на вагонах рефрижераторах или термосах Дессау — на двери с нажимной плитой и на рычажном запорном устройстве;
- на рефрижераторах производства БМЗ — на каждой двери с обеих сторон;
- на цистернах с верхним люком — на крышке люка;
- на хопперах — на штурвалах разгрузочных люков и штангах-фиксаторах;
- на вагонах для транспортировки автомобилей — на запорных устройствах торцевых дверей и площадках;
- особый порядок пломбирования предусмотрен для грузов, требующих специальных условий перевозок.
Контейнеры пломбируют установкой ЗПУ на рукоятку правой двери. Если вагон не попал в приведенный выше список, то пломба устанавливается на место, предусмотренное его конструкцией, которое должно быть указано в спецификации модели.
Правила пломбирования вагонов и контейнеров распространяются и на порожние транспортные единицы, которые возвращаются владельцу. Пломбируют такие типы вагонов:
- цистерны и бункерные полувагоны после слива содержимого;
- специализированные контейнеры после разгрузки;
- изотермические вагоны и контейнеры-рефрижераторы;
- крытые вагоны перед подачей на санитарную и ветеринарную обработку;
- рефрижераторы после санитарной обработки;
- все вагоны после перевозки опасных грузов и удаления их остатков.
Пломбирование вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте после разгрузки также производится на других типах вагонов, если это предусмотрено в договоре, или грузоотправитель выдвинул такие требования.
Основные виды ЗПУ
Существующий порядок пломбирования вагонов предусматривает использование разных видов запорно-пломбирующих устройств, скруток и контрольных знаков, в зависимости от требований к сохранности груза и типа вагона. Все ЗПУ подразделяются на две основных категории — индикаторные, позволяющие обнаружить попытку проникновения и силовые, исполняющие роль дополнительного замка. Снять индикаторную пломбу можно без использования инструментов, а вот для демонтажа силовой необходим болторез, болгарка или ножницы для разрезания тросов.
В каждой из категорий используют несколько видов пломб:
- тросовые и болтовые;
- пластиковые;
- металлические номерные;
- самоклеящиеся бумажные и полимерные;
- температурные индикаторные.
Болтовые силовые пломбы относятся к одноразовым. Чтобы их снять, необходимо приложить разрушающее воздействие. Поврежденные элементы не восстанавливаются. Запорным элементом служит жесткий стержень диаметром от 8 до 18 мм. Используются ЗПУ этого типа на запорных устройствах вагонов и контейнеров, если отверстия на ответных частях соосные, иначе установить блокирующий стержень будет невозможно.
Правила пломбирования контейнеров
Предусматривают возможность установки как болтовых, так и тросовых ЗПУ. Последние устанавливают на запорные устройства, отверстия которых смещены относительно друг друга, или находятся на большом расстоянии. Диаметр отверстий должен превышать 7 мм. Силовые пломбы тросового типа образуют петлю, радиус которой не дает возможности открыть дверь на угол, позволяющий проникнуть внутрь вагона или контейнера. Тросовые пломбы также устанавливают на штурвалы и рычаги хопперов. Туго натянутый стальной трос не позволяет сместить узел управления в положения открывания люка.
Индикаторные пломбы из полимерных материалов используют для дополнительного контроля. Самозатягивающиеся петли проходят через отверстия запорных устройств и стягиваются максимально туго. Сместить детали замка без повреждения номерной пломбы невозможно. Также используются индикаторы с фиксированной длиной петли. Они устанавливаются на двери, обладающие возможностью свободного хода в определенных пределах. Если использовать самозатягивающийся тип, то в процессе перевозки стяжка может быть повреждена без постороннего вмешательства.
Каждая из пломб номерная, двух повторяющихся наборов цифр не использует ни один производитель. Индивидуальный номер прописывается в сопровождающих документах. В случае перепломбировки, например, при таможенном контроле, все изменения касательно ЗПУ вносятся в документы.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.