Идея сверхчеловека – стара как мир. И, следовательно, идея её воплощения – не менее древняя.
В устной культуре практически всех народов встречаются персонажи из мира людей, наделённые необычайным могуществом, возможностями, доблестями. Думаю, нет необходимости перечислять целую плеяду доблестных мужей, и, в меньшей степени, дев из мирового фольклора. Упомяну лишь Геракла, Ахилла, короля Артура, Святогора и Илью Муромца… множество героев есть в восточных мифологиях: от легендарного Юя – одного из первых императоров Китая до Гильгамеша. Все эти персонажи, так или иначе, отражены в литературной традиции. Вопрос о их реальных прототипах – я не рассматриваю. Общего между ними то, что их «сверхспособности», так или иначе, были обретены при участии «высших сил»: по праву рождения, в качестве дара, награды, благодаря каким-либо магическим предметам.
Прошло несколько тысячелетий. Общество не стояло на месте. Эволюция научных знаний породила новый образ «сверхчеловека». Открыто заявленное в 18 веке, право разума на господство в мире, принесло в литературу тип «учёного-новатора», тяготеющего к переустройству мира. Доктор Фауст (Гёте) – переходный этап в эволюции сверхчеловека, сочетающий в себе учёного-экспериментатора и вдохновенного мистика. За ним чередой следуют всякого рода естествоиспытатели классического образца. В данной категории персонажи разношёрстны. Виктор Франкенштейн (Мери Шелли), многие герои Жюля Верна (капитан Немо, Барбикен и прочие). Я бы причислил к ним капитана Ахава («Моби Дик», Мелвилл). Из текста книги нам известно, что данный герой прекрасно знал моря, фауну и флору морской бездны. Во всяком случае, он был прекрасным «учёным-практиком». К «сверхчеловеку» вполне можно отнести графа Монте-Кристо (А.Дюма). Доктор Джекилл (Р.Стивенсон). Общего у этих персонажей то, что они достигали выдающихся результатов благодаря уму, изобретательности и настойчивости. Некоторым образом они заменяют собой Бога, судьбу, чудеса. А подчас – и противопоставляют себя им.
«Идея сверхчеловека – стара как мир. И, следовательно, идея её воплощения – не менее древняя.»
Энтузиазм гуманного изобретательства был приостановлен Первой мировой войной. Вера в науку, как в панацею от болезней общества, была сильно подорвана. «Золотой век» всеобщего изобилии не наступил. Люди чувствовали себя обманутыми. Новые реалии выдвинули на передний план нового «сверхчеловека». Разрушительные условия окопной войны и тотального мирового хаоса требовали «человека, сохранившего в себе человечность». Таковых находилось крайне мало, каждая душа была искорёжена на свой манер. Именно в этих условия приходилось прикладывать максимальные усилия для простого осознания мирной жизни, себя послевоенного, переосмысление кошмарного опыта войны. Сверхчеловек той поры – не явен, не героичен. Большая часть борьбы происходит в глубинах души. Человек из руин своего «я» воссоздаёт себя до первоначального, довоенного, состояния. «На Западном фронте без перемен» (Э. М.Ремарк), «Прощай, оружие!» (Э.Хемингуэй) – каноничные примеры.
Послевоенный «сверхчеловек», 50-е годы - Джеймс Бонд (Я. Флеминг). Во время «холодной войны» его похождениями зачитывались и простые домохозяйки и владельцы Rolls-Royce. Легко, развлекательно. Эмпатия (сопереживания) – зашкаливают.
Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин». Джек Керуак «В дороге». 60-е годы. «Культовые» книги, харизматичные персонажи. «Сверхлюди» из низов, «юношеский максимализм» лёгший на благодатную почву протеста. Во многом их философия сводится к цитате группы Sex Pistols: «я не знаю, чего хочу, но знаю, как это сделать». Своеобразным антиподом выступает Джеймс Бонд (Я. Флеминг), ставший всемирно известным приблизительно в тоже время. Палланик в книге «Бойцовский клуб» подвёл некое философское обоснование подобному бунтарству, его причинам и следствию.
Как библиотекарь, я советую к прочтению все вышеперечисленные книги.
Последний роман из моего обзора был опубликован в середине 90-х годов прошлого века. Минуло 2 десятилетия. Как говорят демографы, одно поколение сменяет другое каждые 25 лет. Мне любопытно, каким будет следующий «сверхчеловек» в литературе. Или, быть может, он уже издан, но не дошёл до массового читателя? Или такую книгу вы знаете и посоветуете прочесть?
P.S.
Я не претендую на то, что бы стать истиной в последней инстанции. Некоторые произведения сознательно не упомянул, иные же – просто не знаю. Например, фантастические романы не вошли в обзор. Обдумывая эту тему, я понял, что можно диссертацию написать. И даже не одну.
Станислав, можно вспомнить множество "сверхлюдей" в литературе, но это давно уже довольно избитый образ. Ныне популярны средне-куны, ничем не выдающиеся, не примечательные, но при этом достигающие "сверхцель".
З.Ы. Почему я вспомнил Артемиса Фаула?
Екатерина Козина, Катеич, постараюсь написать статью по книгам, которые ты хочешь!)
Станислав Германцев, очень интересная статья получилась. И Виктор задел очень интересный момент - супергерои отечественные и зарубежные. Мне кажется, было бы очень интересно увидеть героев из одного поколения - вот Холмс в Англии, а кто в это время в России? И т.д. а еще, Стас, расскажи как-нибудь о сборниках "только не дворецкий" и "только не шерлок холмс". Они достойны отдельной статьи! И по моему у вас есть.
За ошибки ищвиняюсь, это не я - это телефон :)))
Чак Паланик анонсировал продолжение своего романа "Бойцовский клуб", который будет издаваться в виде графической новеллы. Если первая книга рассказывала про конфликт сына с отцом(поколение мужчин, воспитанное женщинами, бла-бла-бла), то вторая книга, будет рассказывать про становление рассказчика(уже официально Джо, кстати) отцом. Сможет ли он стать отцом лучше, чем был его?
В России сегодня есть только один сверхчеловек. И все его знают. Но это не литературный персонаж. Он все может. И тигрицу спасти, и олимпиаду провести.
Посмотреть все 8 комментариев