Как привить детям любовь к чтению?: Блог Станислава Германцева
Здравствуйте, уважаемые читатели!
1 сентября. День знаний для школяров, студентов, преподавателей и людей, приближённых к образованию. А так же родителей. Позади сезонные хлопоты: покупка тетрадей, всякой канцелярской бижутерии, униформы и цветов для первой учительницы. Прозвучал первый звонок – и ученики сели за парты. Начался очередной сезон борьбы за знания, смешанный с отчётами, показателями, статистикой…
Сегодня мне довелось проводить открытый урок в одной из школ нашего города. 6 класс. Первое занятие в учебном году, дети возбуждены, учителя – серьёзны. Меня попросили прочитать небольшую лекцию на тему «Патриотическое воспитание молодёжи». Я выбрал, оборону Петропавловска 1854 года. Дети слушали с интересом, да и родителям, которые присутствовали на уроке – вроде бы понравилось. Не хотелось давить слушателей казённым официозом и пафосом. По-моему – это вовсе отбивает патриотизм. Старался рассказывать легко, интересно и непринуждённо.
Один из вопросов, который мне был задан школьницей, звучал так: где можно прочитать всё то, о чём вы рассказывали? Ответ: книги, а так же интернет, - полностью удовлетворил аудиторию, и я понял, что, скорее всего, дополнительно читать никто не собирается.
«Ответ, как всегда, лежит на поверхности. Он прост и, как полагается – трудновыполним. Не хочешь, чтобы ребёнок пил – не пей сам. Не хочешь, чтобы курил – сам не кури. »
Общаясь со школьными библиотекарями, я узнал, что в основном книги читают в начальной школе, классы 5-8 ещё немного читают для души, 9 и так далее – только по программе. Ответы субъективны, но заставляют задуматься.
Так же, многие посетители нашей библиотеки жалуются, что ребёнок совсем не желает читать.
Детям не прививают любовь к чтению. А если она у него и сформирована, то не поддерживается. Можно сколь угодно долго говорить, что школа «должна, обязана, привить любовь к чтению, навык…» и прочие скучные слова из педагогических методичек. Но в этом я с ними не соглашусь. Современный ребёнок, повинуясь только призывам школы, не будет читать самостоятельно. За редким исключением. Ведь сейчас гораздо больше выбор иных забав и соблазнов: компьютер, красочные фильмы, телевидение. Как с этим бороться? И возможно ли это?
Ответ, как всегда, лежит на поверхности. Он прост и, как полагается – трудновыполним. Не хочешь, чтобы ребёнок пил – не пей сам. Не хочешь, чтобы курил – сам не кури. Что толку призывать маленького человека к чтению, если вы смотрите телевизор или погрузились в виртуальный мир? Ребёнок скопирует вас и будет абсолютно прав. Вы не показываете ему альтернативу.
Уважаемые взрослые. Предлагаю Вам ознакомиться с некоторыми советами по чтению.
Если ваш ребёнок читает – не навязывайте ему книги из своего детства. То, что нравилось старшему поколению – далеко не всегда будет восприниматься молодым. Классика советского школьного чтения: Дюма, Саббатини, Майн Рид – это прекрасно, но не актуально. Пусть читают то, что хотят. Вампирские саги, фентези, фантастику…не стоит запрещать. Ребёнок выстраивает своё личное читательское пространство и грубо вторгаться в него не следует. Как вариант: прочтите то, что заинтересовало Вашего ребёнка, и обсудите с ним самые, на Ваш взгляд, спорные моменты. Если правильно расставлять акценты в беседе – можно практически из любой книги вынести положительный урок. Плюс ко всему – Вы лучше узнаете своего ребёнка. Не надо требовать «прочитать от сих до сих», «не читать за едой», «не читай лёжа». Ребёнок имеет право не читать книжку, которую Вы ему предложили (не по школьной программе). Или – оставить книгу на том месте, где закончил читать (например, на кровати). Читать книгу с того места, откуда он хочет, с конца, с середины – его право. Если ребёнок перечитывает одну и ту же книгу несколько раз – это прекрасно. Значит, его в ней что-то заинтересовало. Вы вполне можете её обсудить. Или, хотя бы поинтересоваться у него.
Если же Ваше чадо ещё в столь нежном возрасте, когда ещё не может почитать само – читайте вместе с ним интересные книги. Классика жанра «Вини Пух», «Муми-тролль», «Ёжик в тумане» (прекрасный сборник сказок Козлова). Когда Вы в последний раз погружались вместе с ребёнком в увлекательный мир фантазий? Или ток-шоу, футбол, сериалы, пивко – ближе?
Когда ребёнок совсем кроха – можно его колыбелить, читая стихи. Проверял на своих племянницах. Видимо, ребёнка убаюкивает поэтический ритм, магия рифмованных слов… Как знать, быть может, в школе он вспомнит стихи, которые вы ему читали в младенчестве?
Чтение - территория свободы, но не запретов, фантазии, но не догматов, множества извилистых троп, но не единствено верного направления. У ребёнка, по мере взросления, и так будет много печалей. Не стоит превращать встречу с книгой в насилие, ещё одно огорчение детства.
Желаю Вам приятного чтения.
P.S.
Теория малых дел была популярна у просвещённой интеллигенции 80-х годов 18 века. Малыми делами, по крохам – творятся бесконечные чудеса обыденной жизни.
Как сказала Мать Тереза: - Мы не можем творить великие дела, а только маленькие, но с большой Любовью.
Информация, которую я вам предоставляю – абслютно достоверна, проверена. Люди – реальны. Как знать, быть может и Вам когда-нибудь понадобится подобная помощь.
Более подробная информация по адресу: https://vk.com/7lepestok.dlya.liubomiry
украинец естественно, качество чтения должно быть главным критерием. Помню, в школе, гоняли на скорость чтения. Как сейчас - я не знаю. Но в чтении важно, как ты информацию осмыслил, интерпретировал, какие выводы сделал. Я читаю с 2-х лет - и постоянно учусь читать. Каждый раз открываются новые смыслы, разные оттенки текста. Назвать себя профессиональным читателем...? Я не могу. Предпочитаю быть счастливым дилетантом, Скорость чтения - дело добровольное. Я обладаю навыком скорочтения, но предпочитаю таким способом читать научную литературу. Информация хорошо усваивается.. Но художественные произведения - предпочитаю смаковать..
С тем, что чтение - сложнее, Станислав, я с Вами согласен. С помощью чтения человек учится распознавать кодированную информацию. Это помогает быстрее соображать в жизни. Кстати, скажите, как специалист, человеку важно уметь читать быстро? Или важнее уметь читать вдумчиво?
Бывает и так: в один прекрасный момент ребенку, кот. категорически не хотел сам читать, (как родители не старались )))) и читать не любил, вдруг попадается ЕГО книга и понеслось! Так было у моего мужа и у дочери. В 4 классе она рыдала - я не люблю читать, мне это неинтересно! И тут в 6-м ей попался тот самый пресловутый Гарри Поттер. С тех про я ребенка без книги не вижу, хотя при этом она нормальное, современное чадо - Интернет, комп. игры, телефон,0 музыка, но на ночь надо почитать ))) А мужу в 6 классе попалась Л. Воронкова "Сын Зевса", после нее он начал читать Гая Светония Транквилла и Тита Ливия. Неисповедимы пути возникновения любви к чтению )))
Так что, Катюш, у твоих деток все впереди. А пока читай им )))
украинец. Как знать, возможно, Вы и правы. Но это не означает, что ничего не надо с этим делать. Чтение - сложнее, нежели компьютер, ТВ и прочее.
Сегодня, я уверен, привить детям любовь к чтению уже невозможно. И даже родители ничего не смогут сделать, потому что вокруг для детей слишком много соблазнов. Конечно, останутся дети, которые любят читать. Но их будет очень и очень мало. А читать они будут не потому, что их научили. А потому что это просто такие необычные дети. Всегда есть белые вороны, которые увлекаются не тем, чем увлекается подавляющее большинство.
Посмотреть все 13 комментариев