«Гламур и глянец» Средневековья.: Блог Станислава Германцева
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Как сказал в своё время Ксенофонт – история развивается по спирали. Каждый новый виток - это видоизменённый предыдущий. В искусстве придумать что-либо принципиально новое – весьма сложно.
Мне всегда было интересно находить аналогии в культурах различных эпох и времён, находить общие точки соприкосновения и нюансы различий.
«Как сказал в своё время Ксенофонт – история развивается по спирали.»
Современный мир глянцевых журналов. Как женских так и мужских. Их назначение – формировать определённые вкусы, взгляды, манеру поведения. Стиль изложения – прост, понятен и доступен. Их анатомия проста и незамысловата. Набор тем – стандартен. В случае женских – уход за собой, идеальная семья, идеальные отношения, мода, кулинария. Мужские – рисуют образ успешного мачо, харизматичного, при всех внешних атрибутах состоятельности. Глянец выстраивает в наших головах некий идеал «как должно быть», весьма далёкий от реальности.
Потребность в такого рода литературе существовала во все времена. Только в прошлом она носила другое название, были смещены акценты сообразно эпохе. Функции, которая она выполняла – во многом были теми же. Называлась она «куртуазная литература».
Если откинуть подробности в различиях, бесспорно, можно найти массу моментов, объединяющих эти два жанра.
Менестрели, трубадуры и прочие мастера изящной словесности сочиняли изысканные образы для высших слоёв общества, на которые всё средневековое «небыдло» старалось походить. Стереотипное мышление процветал во все времена.
Идеал рыцаря – мужественен, брутален, в меру свиреп. При нём - конь (породист и красив, аналог «крутой тачки»). Непременно живёт в замке (пентхаус) или странствует в экзотические места (желательно с драконами и ужасами, аналог спорт «extreme»). При этом – в меру умён, галантен, умеет себя держать в высшем свете и в темноте с барышнями. «Стандартный образ совершенства».
На фото:
1. Рыцарь из Прато, миниатюра неизвестного художника из Неаполя. Из сборника стихов «Carmina Regia», посвящённого Роберту, королю Анжуйскому. XIV век. Идеал своей эпохи.
2. Современный рыцарь дорог.
Что касается прекрасной половины человечества – здесь представлен некий эфемерный, волнующий воображение образ, присутствующий лишь в текстах, но в жизни практически не встречающийся. Прекрасной дамой необходимо восхищаться, во имя своей госпожи необходимо совершать всевозможные подвиги, наградой за которые служит подаренный платок, ласковый взгляд...и прочие подобные знаки внимания дамы к доблестному ухажеру, без малейшего намёка на вульгарную плотскую интимность.
Естественно, даются детальные и пышные описания одежд, пиров, забав, турниров, охот… Весь тот набор светской хроники, который и сейчас можно лицезреть на страницах «глянца». Много красочных миниатюр (средневековье) или иллюстраций (наше время).
Стоит обратить внимание на язык «куртуазности» и современных популярных журналов. Сколь не были бы различны стилистика и образы данных жанров, они родственны тем, что писались на понятном современнику языке. В средневековой литературе – это национальные языки – французский, итальянский, позже - немецкий… вместо латыни. В журналах – доходчивость и простота изложения, с набором штампов и англоязычных терминов . В обоих случаях это сделано для «интеллектуальной массовости» произведений, дабы излишне не травмировать мозг читающего или слушателя.
Ещё одна маленькая деталь. «Куртуазную» литературу для высших слоёв общества писали, преимущественно, представители не дворянского происхождения. Так и гламур, про «известных-богатых-успешных» пишется, по большей части, заурядными журналистами.
Естественно, в данной статье я много утрирую, многое оставляю на обочине. Скорее всего – это ирония с вкраплениями фактов. Это сугубо личное мнение, которое не является истиной в последней инстанции. На самом деле – всё гораздо глубже, интереснее и противоречивее. Средневековая куртуазная литература - сложна, метафорична, глубока и не всегда понятна обитателю века 21. Но формат блога не позволяет углубляться в подробности.
P.S.
На мой взгляд, определяющим отличием данных жанров следующее. Вся куртуазная литература, тысячи поэтов и десятки тысяч произведений, любовная лирика - эволюционировали. Их вершины - "Песнь о Роланде" и "Песнь о моём Сиде" - стали национальными поэмами Франции и Испании соответственно. Куда, в какие формы сможет развиться современный глянец..? Моё воображение пока бессильно это представить.
Приятного Вам чтения!
Бахтин был большой фантазёр да
Катерина Д . Я во многом с Вами согласен. ) Я читал Бахтина, читал Ремизова и "Эстетику средневековья " Умберто Эко, Генриха Вёльфлина...это одно из моих увлечений, читать подобную литературу. В предпоследнем абзаце я специально оговорился, что я - утрирую, во многом сравниваю поверхностные факты. Что средневековая литература - гораздо сложнее, неизмеримо глубже и метафоричнее, чем я описал. Это целый мир, со своими образами, символикой, чаяниями, надеждами и представлениями о мире. Это небольшой литературный блог, со своими рамками, не занудно-научный. Здесь ни в коей мере не приемлем формат обширной и серьёзной монографии по теме). Екатерина, мне понравился Ваш комментарий. Если у Вас будет желание пообщаться на данную тему лично - всегда буду рад. Умный и интересный собеседник - это всегда праздник. С уважением. ..
Позвольте с вами в известной мере не согласиться.
В любой культуре, будь то Древний мир, Средние века, Новое время или же Современность есть разные слои, пласты культуры, только не исторические, а единовременные. Их слойность - в аудитории, в доступности, в востребованности. Любая часть культуры - книгопечатание, изобразительное искусство, песни, предания и т.п. - являясь частью жизни общества в той или иной мере отображают (или изменяют согласно воображению автора) актуальную действительность. Следуя вашей логике, глянцем можно назвать любые песни, предания, картины любой эпохи, как раз именно потому, что они несут в себе стереотипы, идеалы и ожидания общества, которым они произведены. Ведь не отрицать же, что художники и поэты - часть общества и носители соответствующей культуры. В чем тогда мое несогласие? - спросите. А вот в чем: средневековая литература и книги как таковые были достоянием далеко не столь широкого круга людей, коим являются современные журналы. Они как раз рассчитаны на массу. И дело даже не в грамотности населения. Если говорить о народных песнях и менестрелях - так и сегодня их достаточно. Вы пишите, что средневековый эпос эволюционировал, а у глянца пути эволюции нет. Так ему и не надо эволюционировать! Кто-то удовлетворится группой "Руки вверх" (ну или какие там сейчас в моде), а кто-то пойдет за билетами в театр. Практически то же самое и в Средние века. Народу, зажатому в тиски церковной схоластики, чтобы попросту не сойти с ума, необходима простая, в какой-то степени фантастическая, романтическая разрядка, и этой разрядкой и становится народная культура. У нее свои механизмы, и о них можно почитать у Михаила Михайловича Бахтина, например. И эти механизмы работают в клуьтуре и поныне, хотя современная культура гораздо многослойнее средневековой, сегодня для каждой аудитории найдется и песнь менестреля и высокохудожественная опера. А культура всегда будет транслировать нормы и ожидания, ценности и стереотипы общества, и не важно - глянец ли это, роман или фильм.
вас,лет через 20-25 посмотрим.
ну у нас только что эфир об этом был
почти об этом
Вера Полозкова - гламурный поэт?
Посмотреть все 6 комментариев