В поисках внутреннего муми-тролля.: Блог Станислава Германцева
В 10 лет я познакомился со своим ровесником. Звали его Муми-тролль. И, как и все молодые мумии-тролли, я любил открывать огромный мир за пределами своего двора.
Мне было несколько досадно, что читая первый раз Туве Янссон, я не понимал поведения Сниффа. Я-то уже был взрослый, только закончил начальную школу, а этот персонаж был явно из старшей группы детского сада. Разница была колоссальной.
Признаюсь честно, мне уже в ту пору по душе был Снусмумрик, этот вечный подросток и нон-комформист, с постоянным желанием странствовать, шагать за горизонт и ставить палатку в любом понравившемся месте, даже на прилизанных газонах. Не смотря на таблички «По газонам не ходить!». Через 5 лет мне практически ничего не мешало повторять подвиги Снусмумрика: ходить с друзьями в далёкие походы, не ночевать дома или приходить засветло домой с нежданной компанией, бегать от всяких Сторожей в форме и пропускать обязательную школу. Жизнь давала много больше, чем 40 минут классного занятия.
У меня, как и у каждого, наверное, есть свой Муми-дол. Где всё знакомо, каждый чердачок, закоулок, любая тропинка. Где можно пройти пешком из конца в конец, и где с тобой ничего не может случиться, кроме досадных недоразумений. За прошедшие годы мой личный Муми-дол вырос вместе со мной: от двора, который сейчас изменился до неузнаваемости, до целого города. Как знать, до каких размеров он разрастётся дальше…?
«Мы все во многом одиноки. И так прекрасно находить друг друга. Клянусь своим хвостом!»
Где-то с возраста Снусмумрика мне начали всё чаще встречаться Хемули. Как по мне, это бюрократы в душе, крючкотворы по призванию, дотошные профессионалы порядка. Любят командовать и никогда не признают своей неправоты. Сначала я возмущался подобным обитателям моего мумидалена. Но, прочитав рассказ «Хемуль, который любил тишину», понял, что, скорее всего, их надо пожалеть. Они тоже не лишены своих фантазий и переживаний. По большей части именно мы мешаем их мечтам стать реальностью, внося в их упорядоченный мир элементы хаоса, вопросов и непослушания. От природы ли они такие или жизнь удлинила им нос и добавила душевной близорукости, науке это не известно. Главное не уподобиться этим существам. И научиться с ними взаимодействовать в свою пользу. Вменяемая и адекватная альтернатива Хемулю – Снорк, брат Фрёкен Снорк.
Лет через…я стану Муми-папой. Почтенным отцом семейства, обладателем причудливого дома, домоседом с какой-то нелепой привычкой. Как и полагается особи около 40 лет, у меня сорвёт крышу, я вдруг захочу стать смотрителем маяка или же написать мемуары о бурном прошлом. Свершить всё, что не успел когда-то и вернуться в родной дом. Правда, чтобы с честью пройти через грядущие сумасбродства и не сбиться с пути, просто необходимо крепко держать за лапу Муми-маму.
Пройдёт немного времени, пару десятков лет, не больше, и передо мной снова встанет дилемма, как в детстве: кем мне быть? Собственно говоря, в муми-вселенной есть две альтернативы. Стать пессимистом и мизантропом, на подобии Ондатра. Валяться целый день в гамаке, читать умную книгу «О тщете всего сущего», при этом оставаясь полным болваном. К характеру добавится ужасное занудство, а забота о себе будет восприниматься, как должное. С таким собой я жить не захотел бы. Вариант второй – Самодержец из «Мемуаров муми-папы». Забавный старичок преклонного возраста и детского озорства, изящный мудрец парадоксов. Этот образ мне ближе, и льщу себя надеждой таковым стать, ежели доживу!
Не знаю, увижу ли я в своей жизни хатифнаттов. Лишённых чувств и эмоций, вечных странников, не находящих покой. Должно быть, при встрече – обязательно узнАю.
Сказка – самое серьёзное занятие в мире. Читать их – не менее увлекательно. Окунайтесь в детство и помните о нём. В «Сказках о муми-троллях» каждый найдёт персонаж, который вполне можно встретить в реальной жизни. Иногда возникают мюмлы: всюду округлые, простоватые и непрестанно счастливые; безумные изобретатели Фредриксоны, Филифьёнки - холерики всех мастей… Даже страшно одинокая Морра иногда встречается на улицах городов. Она ищет простого тепла и понимания, а иногда – поёт, но воспринимается это как заунывный вой…
Мы все во многом одиноки. И так прекрасно находить друг друга. Клянусь своим хвостом!
P.S. Группа Центральной городской библиотеки в контакте http://vk.com/library41!
Если есть желание - вступайте!
Ни разу не Анотон, увы. Мне самому надо две курсовые написать...
Станислав, видел вас на сессии.
Может сделаете за меня курсовую?
Aнотон, я родилась в конце восьмидесятых и мне как раз интересны эти приметы. Различия и сходства между поколениями. Для меня в детстве библиотека по соседству была миром новых возможностей, открытий. Возможно для тех кто родился позже меня этим миром стал уже интернет. Из примет времени помню карточки снятые на палароил, видеокассеты с белыми наклейками (на каждой умещалось два фильма), шоу Алика Ривкина об электронной музыке на одной из местных радиостанций и сериал "Твин Пикс".
Если только вы про поколение конца 90-ых, тогда я с вами соглашусь. Вами перечисленное - примета поколения конца 90-ых, но никак не их начала, особливо родившихся тут, на Камчатке, когда будучи 94-го года рождения, ты можешь без зазрения совести утверждать -"А я ведь Lands of Lore c Eye of beholder проходил, да Ходжой Насреддином потчевал себя".
К слову, после "Алисы в стране чудес/зазеркалье", мама принесла нам "Мумми-тролля", а потом я и сам ходил за продолжениями в недалеко стоявшую библиотеку. И не только за ними - все детство мы провели в библиотеке и мне интересно, были ли многочисленные подшивки "Мурзилки" и сто одно продолжение приключений Алисы Селезневы(которую, я по детской наивности путал с Кэролловской) приметой того времени?
Что еще за приметы вы можете вспомнить?
У меня была маленькая ученица, влюбленная в мир Мумми-троллей. Ей сейчас лет восемь. Книга вне времени, безусловно классика. Вне моды абсолютно. Может быть и точка соприкосновения. Но все же и примета времени. Хотя и ставшая чем-то большим чем время. Великая классика.
Посмотреть все 7 комментариев