Пути истории – непредсказуемы. Порой и сам не подозреваешь, за какой случайный факт зацепится внимание, и ты начнёшь разматывать клубок событий до самой сердцевины.
Камчатские ездовые собаки… неутомимые в беге, каюры, Берингия, гонка. Это всё стало привычно, для жителя полуострова. Но я не об этом желаю рассказать.
Известно, что камчатские ездовые настолько ценились, что на Камчатке был объявлен запрет на ввоз других собак, чтобы не испортить породу «камчадалок». Например, живописный эпизод из «Богатства» Валентина Пикуля, когда отстреливали любую чужую, даже породистую собаку, привезенную на полуостров. Быть может, это литературное преувеличение. Но вывозить их, наверное, было можно. История одного пса-путешественника – по истине удивительна.
«Пути истории – непредсказуемы. Порой и сам не подозреваешь, за какой случайный факт зацепится внимание, и ты начнёшь разматывать клубок событий до самой сердцевины.»
В июле 1883 г. матросы крейсера “Африка”, вернувшегося с Тихого океана, подарили царю Александру III белую с подпалинами камчатскую лайку, ставшую любимицей в царской семье, и названную Камчаткой. Камчатку по праву можно назвать «придворным псом Его Императорского Величества». Она сопровождала Александра повсюду: на охоте, в прогулках на яхте, в поездках по стране… Эта собака имела уникальную привилегию: ночевать в императорской спальне Аничкого дворца. Придворные врачи были недовольны, но разве император стал бы их слушать в вопросах, касающихся дружбы? По воспоминаниям современников, особенно блаженствовала Камчатка в пригородных резиденциях, где были огромные парки.
На фото: Александр III и Камчатка.
В сентябре 1886 г. Александр III писал сыну из Спалы: «Камчатка наслаждается, когда привозят дичь после охоты и накидывается в особенности на зайцев, потому что легче с ними справиться, но и оленям тоже достается от нее и, несмотря на то, что они выпотрошены, она все-таки ухитряется вытаскивать что-то из нутра и немедленно проглатывает»
Волею обстоятельств, а вернее, чьей-то халатности, пёс Камчатка погиб в 1888 году, подХарьковом, в железнодорожной катастрофе. Несколько вагонов сошли с рельс. Царь получил травму ноги, а собака, которая в тот момент лежала около его ног - погибла.
Так закончились 5 лет взаимного счастья.
Александр III очень горевал по любимой собаке. В апреле 1892 г. он писал жене: "Сегодня я воздержался кого-либо приглашать. Была закуска у меня в кабинете, и я ел один. В подобных случаях страшно недостает хотя бы собаки; все же не так одиноко себя чувствуешь, и я с таким отчаянием вспоминаю моего верного, милого Камчатку, который никогда меня не оставлял и повсюду был со мною; никогда не забуду эту чудную и единственную собаку! У меня опять слезы на глазах, вспоминаю про Камчатку, ведь это глупо, малодушие, но что же делать - оно все-таки так! Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а Камчатка был такой!".
На фото: Могила Камчатки сохранилась у Гатчинского дворца
В память о своём друге Александр III до конца жизни хранил его ошейник. В описи вещей в Уборной Александра III в Гатчинском дворце под № 2533 значился «Ошейник собачий. Кожа, медь. Длина 0,51, с кольцом и медной дощечкой – Камчатка».
Быть может, об этом и не стоило бы писать. Маленький, незначительный эпизод в многовековой русской истории. Банальная фраза, что верность и дружбу – невозможно купить, причудливым образом будет всегда повторяться на всевозможные лады, в разных жизненных обстоятельствах. А эта история – не лишнее тому подтверждение.
P.S. Компиляция из разных источников с небольшой поправкой..
благодарю Вас, Арина, за тёплые слова)
Станислав, спасибо за рассказ! Просто спасибо!
Благ-мый,букинист. Не надо мне приписывать свои "болезни". ОЧеПятка и в Африке опечатка)
зря вы язвите, зануда, история-то интересная.
Обращайтесь, Станислав!
Посмотреть все 7 комментариев