Борьба за «Автомир»: чем закончится «карательная акция» ФНС на Камчатке
Президенты, премьер-министры, губернаторы в России на протяжении десятилетий едва ли не в каждом своем выступлении, если оно посвящено экономике, говорят о необходимости поддержки предпринимателей. Все вроде бы прекрасно понимают, что экономику развивает бизнес, а не чиновники. В странах, где для бизнеса созданы комфортные условия, как правило, высокий уровень жизни. Если судить по отчетам министерств и ведомств, в России между властью и бизнесом сложилось полное взаимопонимание. Однако в реальности, а не на бумаге, ситуация выглядит иначе. Соцопросы показывают, что открыть собственное дело хотят только 2 % россиян (для сравнения, в Европе процент в 10 раз выше). Чтобы охарактеризовать отношение чиновников к предпринимателям, в русском языке даже появился новый глагол «кошмарить». Методы давления на бизнес с годами меняются, но сущность системы остается прежней: если нужно государственная машина переедет любого. В Петропавловске-Камчатском под ее колеса попал владелец компании «Автомир» Сергей Митюшин. Он занимается бизнесом около 30 лет, у него хорошая репутация среди коллег. «Автомир» тем не менее оказался на грани разорения. Не потому что Митюшин запустил дела, а потому что его предприятие проверила Федеральная налоговая служба (ФНС). Инспекторы пришли к выводу, что бизнесмен задолжал государству 93 миллиона рублей. Эти деньги, как считают в ФНС, надо вернуть. А еще заплатить пеню и штрафы – примерно 80 миллионов. Для бизнеса Сергея Митюшина и его партнеров это решение – смертный приговор. А примерно для 240 жителей Камчатки – билет на биржу труда.
Сумки с деньгами
С Сергеем Митюшиным я встретился на прошлой неделе. Он рассказал мне, как строил свой бизнес. По его истории, я думаю, можно снимать фильм о становлении капитализма в России.
Сергей по образованию экономист, первые серьезные деньги заработал в конце 80-х годов прошлого века на ремонте зданий. Потом стал поставлять на Камчатку запчасти для «Жигулей» из Тольятти. Банковская система тогда работала из рук вон плохо, наличность приходилось возить в сумке – бауле. Без приключений, по словам Сергея, не обходилась ни одна поездка. Зоной риска были аэропорты.
«Сумку нужно было пропускать через багажный сканер. Ребята из транспортной милиции, увидев деньги, как правило, отводили меня в отделение на допрос. Приходилось объяснять им, что я предприниматель. Иногда после собеседования меня отпускали, иногда вынуждали откупаться», – говорит Сергей.
Коммерсанты во время бизнес-туров в Тольятти соблюдали не меньшие меры конспирации и предосторожности, чем разведчики в какой-нибудь вражеской стране. В городе было полно бандитов, которые охотились за челноками. Кто-то из них действовал изощренно, например, подсыпал своим жертвам клофелин, а кто-то просто грабил их на улице.
«В поездки я надевал самые старые и дешевые свои вещи. Однажды это меня и спасло. Когда я шел по улице с полной сумкой денег, меня окружили несколько парней бандитской наружности. Сначала они обыскали меня, а потом заглянули в баул. Увидели в нем грязное белье, и ретировались – разочарованные. Им и в голову не пришло, что «бомжеватого» вида человек прикрыл тряпками пачки купюр», – вспоминает Сергей.
Все это происходило в начале 90-х. Политики уже тогда вещали из телевизоров о важности развития в стране предпринимательства. Хотя больше их беспокоил дележ собственности, которая считалась когда-то социалистической. Малый бизнес был предоставлен сам себе. В этом имелись и плюсы, коммерсантов хотя бы не душили налогами, и минусы – их облагали данью бандиты, менты и те же чиновники. Эпоха первоначального накопления капитала в России завершилась дефолтом 1998 года. Государство тогда отказалось выполнять свои финансовые обязательства, доллар вырос в пять раз, в стране разорились тысячи частных предприятий.
Силовики в засаде
«На Камчатке, как, наверное, и во всей стране, люди начали массово скупать бытовую технику и продукты питания. Автозапчасти, казалось, вообще никого не интересовали. Если выходил из строя аккумулятор, водитель не покупал новый, а просто ставил автомобиль на пригорке. Машина катилась, и водитель ее заводил. Я во второй половине 90-х уже работал по договорам с фирмами-поставщиками. Многие из них после кризиса перестали существовать», – рассказывает Сергей Митюшин.
Он тогда решил попробовать себя в рыбном бизнесе, считавшимся на Камчатке очень прибыльным, купил столовую в Октябрьском и переоборудовал ее в рыбно-икорный цех. Вскоре Сергей понял, что рыбопереработка действительно может приносить хорошие деньги. Только не предпринимателям, а чиновникам и милиционерам. К нему в цех как к себе домой ходили бойцы ОМОНа, ОБЭПа и другие блюстители порядка. Они все время что-то искали, требовали документы, которых не существовало в природе. Продукцию периодически арестовывали. Практиковалась ее продажа по государственным расценкам – в несколько раз дешевле реальной цены.
«Изъятая партия стоила, допустим, 1000 рублей, а ее отдавали за 100. Естественно, своим людям. Знакомый предприниматель рассказывал мне, что после продажи силовиками его товара, полученных денег не хватило даже на то, чтобы окупить затраты», – говорит Сергей.
Последней каплей, после которой он понял, что с рыбным бизнесом надо завязывать, стала ночная засада, устроенная на дороге «правоохранителями».
«Контейнеровоз с мороженой камбалой я отправил из Октябрьского в город ночью, чтобы рыба не успела разморозиться. Однако в районе Апачи машину остановили. Из придорожного вагончика вышли милиционер и налоговик, сказали, что с документами на груз не все в порядке. На выяснение обстоятельств ушло несколько часов. В город контейнеровоз приехал днем, когда камбалу уже сложно было назвать мороженой», – говорит Сергей.
Свой рыбный цех он продал накануне очередной путины, а на вырученные деньги начал строить здания под магазин и станцию технического обслуживания автомобилей.
Не дробил, а строил
СТО на улице Академика Королева в Петропавловске.
Еще в 1996 году Митюшин выкупил у администрации Петропавловска землю бывшей автостоянки на улице Академика Королева. Здесь он построил СТО и торговый комплекс «Автомир». Без приключений опять же не обошлось. На строительство ушло примерно пять лет, а на оформление документов – семь. Когда стройка закончилась, в Росреестре объявили, что у зданий неправильные разрешительные документы. Узаконить готовые сооружения оказалось непросто. Хождения по инстанциям длились несколько лет. Эпопея завершилась только в 2012 году. ООО «Автомир» к тому времени сдавало торговые площади в аренду. А Митюшин создал ООО «Автошина», которое в основном торговало шинами, и ООО «Автоцентр», построившее дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей УАЗ, «Лада» и «Киа» на Северо-Восточном шоссе.
Компании активно развивались до тех пор, пока с проверкой в «Автомир» не пришли сотрудники налоговой службы. Они, конечно, и раньше неоднократно там бывали, но нарушений не находили. А на этот раз нашли. Инспекторы посчитали, что Митюшин занимается не созданием новых предприятий, а дроблением бизнеса. По их мнению, он обязан был объединить «Автомир», «Автошину» и «Автоцентр» в единую организацию, а налоги платить с общей выручки. Инспекторов не смутило, что фирмы работают в разных городах края, что у каждой из них есть штат, поставщики, кредитная история. Счета «Автомира» – арестовали, «Автоцентр» и «Автошину» признали фиктивными предприятиями. У них, по мнению инспекторов, «отсутствуют необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности в силу недостаточности ресурсов». Как это ни парадоксально, но «Автоцентр» и «Автошина» (в отличие от «Автомира») сегодня продолжают работать. Каким образом это происходит, если предприятия фиктивные, то есть ненастоящие, в налоговой не объясняют. Вероятно, потому, что объяснить это невозможно.
Дилерский центр на Северо-Восточном шоссе, который принадлежит фиктивной, по мнению ФНС, компании «Автоцентр».
Продукция «фиктивной» компании «Автошина».
Что касается Сергея Митюшина, то он, по существу, поставлен на счетчик. С него требуют 170 миллионов рублей, но сумма с каждым днем увеличивается. Аппетиты налоговиков заметно возросли по сравнению с началом нулевых, когда они тормозили фуры по дороге из Октябрьского…
Прописную истину о том, что налоги надо платить, в общем-то никто не оспаривает. Но это ведь не означает, что предприниматель должен стремиться заплатить как можно больше. То, что он владеет несколькими компаниями и не объединяет их в одну, в принципе, распространенное явление. На Камчатке есть немало обеспеченных людей, которые являются учредителями не трех, а нескольких десятков фирм. Подобное сплошь и рядом встречается в рыбной отрасли, в портах.
Некоторые крупные камчатские бизнесмены стали успешными политиками. В обществе не очень хорошо относятся к тому, что коммерсанты стремятся занимать государственные посты. Считается, что они получают преференции, присасываются к бюджетным деньгам. Кто-то, наверное, именно так и поступает. Но немало и тех, кто устраивается на госслужбу лишь для того, чтобы защитить уже имеющийся бизнес. Таковы в России правила игры: бизнесмены, у которых нет политической крыши, становятся хорошей мишенью для многочисленных контролеров, в том числе и для налоговых инспекторов...
В Москву – Путину
Ситуацию с «Автомиром» в ФНС преподносят как обычный хозяйственный процесс. Но если учесть количество людей, которые рискуют остаться без работы, становится ясно – проблема не хозяйственная, а социальная. И она уже вышла за пределы кабинетов налогового ведомства. Сотрудники, над которыми нависла угроза увольнения, зарегистрировали на сайте общественных инициатив change.org обращение к Владимиру Путину. Камчатцы просят президента «остановить беззаконие и чиновничий произвол».
«Мы все окажемся на улице из-за закрытия наших предприятий, созданных еще в девяностые годы… Лишившись рабочих мест, многие уедут с Камчатки, без стабильной работы здесь не выжить, а рабочих мест на Камчатке мало», – сообщается в обращении, которое уже подписали больше тысячи человек.
«Наезд» на Сергея Митюшина, возмутил многих предпринимателей. Бизнес-сообщество однозначно встало на сторону владельца «Автомира».
«Я знаю Митюшина 30 лет. Вне всякого сомнения, он не делил свои старые компании, а создавал новые. Он давал людям рабочие места и, кстати, исправно платил налоги. То, что происходит с «Автомиром», можно расценивать как наглое давление на бизнес, попытку показать всем коммерсантам региона, что при желании власть разорит любого из них», – высказал свое мнение помощник уполномоченного по правам предпринимателей при губернаторе Камчатки Александр Иванов.
Его точку зрения разделяют представители вполне лояльных к власти бизнес-объединений. Камчатские отделения «Опоры России» и «Деловой России» обратились с письмом к Полномочному представителю президента РФ на Дальнем Востоке Юрию Трутневу.
«Сегодня, по нашему мнению, ФНС выдает за умышленные правонарушения и преступления простые обычаи хозяйственного оборота… После таких «карательных акций» предприниматели чувствуют себя абсолютно не защищенными перед бесчинством контрольно-надзорного органа и существующей судебной системой», – сообщается в обращении.
Предприниматели опасаются, что история «Автомира» – только начало. Вслед за Сергеем Митюшиным под налоговый пресс могут пустить и других бизнесменов, не имеющих покровителей в госструктурах. Все это не лучшим образом отражается на инвестиционном климате в регионе, о котором на словах так пекутся краевые власти.
Впрочем, чиновников это едва ли беспокоит. Уж они-то точно ничего не теряют. Напротив, еще премию получат и карьерный рост – за успешное пополнение бюджета страны. У многих из них, в отличие от Митюшина, построены «запасные аэродромы» в виде квартир и домов в Москве, Калининграде, Черногории. Крушение «Автомира» ничем им не угрожает. А Сергей Митюшин не первый и надо полагать не последний бизнесмен, который вынужден вступать в борьбу с контрольно-надзорными органами. Жизнь показывает, что подобные противостояния заканчиваются, как правило, в пользу последних. В обойме у государства, как сказал один авторитетный политик, всегда на один патрон больше. Впрочем, у каждого правила бывают исключения. Митюшин, насколько я понял, на милость победителя сдаваться не собирается. И он в конфликте с системой не одинок. С ним 240 человек, которые в любой момент могут стать безработными, бизнес-сообщество Камчатки и здравый смысл…
Владимир Хитров
Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Прежние новости на эту тему
- 29 мая 2017 года Проблемы и перспективы камчатского бизнеса обсудили на съезде предпринимателей (фото)
- 8 марта 2017 года Бизнесмены Камчатки остались без денег и цветов на 8 Марта
- 16 февраля 2016 года В краевой столице обсудили вопросы развития предпринимательства
- 28 января 2016 года На Камчатке открылось «Одно окно» для бесплатной помощи предпринимателям
- 1 июля 2015 года Бизнесмены Камчатки ощутили на себе поддержку правительства
КОММЕНТАРИИ
Закрыть эту шарашкину контору, деньги дерут делать не умеют, ломается через месяц, гарантии никакой, разводят руками!!! Закрыть!!
Митюшина тупо слили в унитаз! Он, и ему подобные особи считают, что они на вершине успеха, только успех призрачный! Рааз и съели! И других съедят, так как и в налоговой, и в прокуратуре, и в судах, и полицаи, ну очень хотят кушать, при чем кушать "сладко" и много! Могу только посочувствовать Митюшину его родни, ну и рабочим-торговли, да сбудутся их мечты, и уйдет от вас, нерадивых, всё плохое!
До до до. Встанем грудью на защиту мелкого буржуя (хотя судя по доходу за миллиард, который заработан на нас и который нам тут предложено не считать, совсем не мелкому). Не дадим облагать парня налогами! А то ведь он уедет в другую страну и там будет талантливо спекулировать с гигантской накруткой, осчастливливая тамошних жителей своим нереальным талантом (что вряд ли, таких только в РФ жалуют). Заодно подкинем денег журналисту Владимиру Хитрову (запомните это имя, он еще много будет заказух писать), чтобы парню хватало на жизнь.
Вам, это, к Стасу нужно... Он у нас по делам предпринимателей... Только Он может...
В начале ноября в магазине 1000размеров купили зимние шины и диски гораздо дешевле, чем насчитали в автомире.