Женщина с Камчатки спасла больного лейкозом с другого края страны
В конце февраля в редакцию ИА «Кам 24» пришло письмо из благотворительного фонда по оказанию адресной помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам (Русфонд) с информацией о единственном на Камчатке доноре костного мозга. Вместе с благодарностью сотрудники фонда попросили написать о женщине, не побоявшейся отдать свои кроветворные клетки совершенно чужому человеку.
Преподаватель юридических дисциплин Анна Владимировна Сходнова (а это именно она героиня нашего сюжета) согласилась на интервью.
Анна родилась и выросла на Камчатке, в посёлке Озерновском.
С 1997 года девушка жила в Кирове, окончила там филиал Московской финансово-юридической академии, работала преподавателем в юридическом колледже Международной полицейской академии и Кировском технологическом техникуме, а в 2016 году вернулась на Камчатку.
Мы встретились с Анной Владимировной в её кабинете. И я услышала историю человека с чистой душой и открытым взглядом на окружающий мир. И с мощным зарядом позитива, которого нам так сейчас не хватает!
- В 2015 году со студентами Кировского техникума молочной промышленности, где я тогда работала преподавателем, мы приняли участие в акции «Делай добро», – рассказывает Анна. – В группу пришли работники гематологического центра и забрали по 9 мл крови у меня и каждого из 25 студентов. Подарили нам магнитики, ручки и блокноты с символикой акции. Объяснили, зачем нужна кровь: для внесения в реестр доноров костного мозга. Прочитали небольшую лекцию о благородном деле донорства, забрали пробирки с кровью и уехали. На этом вся акция закончилась.
В 2016 году я уехала на родину, на Камчатку. Здесь устроилась на работу в кооперативный техникум, сейчас заведую кафедрой права, преподаю юридические дисциплины – криминалистику, криминологию и психологию. И вот в начале 2019 года раздаётся звонок из Кировского гематологического центра. Врач Филипп Сергеевич Шерстнёв сказал, что искали меня почти три года и нашли через социальные сети. Оказалось, что мои данные по анализам крови на 100% совпали с генетическими показателями больного лейкемией, которого может спасти только пересадка костного мозга.
«У вас 100% попадание! Такое очень редко бывает. Но человеку становится всё хуже! Нужно спешить!» (По данным Русфонда, шанс встретить своего «генетического близнеца» – 1 на 10 000). Меня спросили, согласна ли я дать костный мозг для трансплантации. Я ответила – да!
Нужно было лететь на материк. Перелёт, проживание и питание во время всего нахождения в центре оплачивал благотворительный фонд. И это всё, никакого вознаграждения донор не получает, кроме удивительного чувства удовлетворения в том, что он спас жизнь человеку, которого даже не знает. И я полетела.
- Вы ни разу не усомнились в правильности решения? Не было желания отказаться?
- Нет! Самый опасный момент вот какой: я ещё только летела, а его уже готовили. И у него был риск смерти. Реципиента перед пересадкой костного мозга помещают в специальную камеру, где облучением убивают все собственные клетки крови, он становится абсолютно беззащитным перед любой инфекцией. И если донор вдруг передумает, человек обречён. Я это понимала.
29 апреля прошлого года я улетела в Киров. Хотя, когда были переговоры с гематологическим центром, я просила другие сроки – в июне, потому что у меня – учебный процесс, экзамены. Но мне сказали: больной может не дожить, ему становится всё хуже. И мне пришлось всё бросить и лететь.
Донору тоже нужна подготовка, и несколько дней меня готовили, я ела гранаты и пила много воды – у меня оказалась густая кровь. За три дня до процедуры принимала специальные препараты и два дня мне делали уколы – 6 уколов для активации размножения клеток крови. Мне сказали, что при этом могут быть болезненные ощущения в костях, «ломка», но это индивидуально. У меня же ничего не болело. Сама процедура забора костного мозга, как нам рассказывали ещё в Кирове, может быть двух видов: непосредственно прокол тазовой кости, из которой забирают несколько миллилитров красного костного мозга. Или второй вариант, как раз мой. Он безболезненный, но более длительный: путём отфильтровывания из крови донора клеток костного мозга, которые там всегда присутствуют, но в небольшом количестве. При этом из одной руки кровь у меня брали, перегоняли через специальную систему с центрифугой и возвращали в другую руку. Таким образом, перегоняли за один раз 9 литров крови.
6 и 7 мая состоялась донация – так называют процедуру забора крови на выделение клеток костного мозга. Курьер из Санкт-Петербурга, где готовили моего реципиента, ждал со специальным чемоданчиком наготове.
Посадили меня в кресло, обычное донорское, ввели в вену на локтевом сгибе иглу, и по пластиковой трубочке кровь потекла к центрифуге. А в другую руку возвращалась. Никаких неприятных ощущений не было. Единственное неудобство – это длительность процедуры. В первый день это было семь часов, во второй - восемь. На штативе возле моего кресла висел специальный пластиковый мешок, который постепенно наполнялся массой красно-оранжевого цвета, очень красивой. Врачи сказали – у меня идеальная кроветворная масса для пересадки получилась. Забирали у меня клетки костного мозга два дня, так как мой реципиент, которому должны были эту массу пересаживать, оказался крупным мужчиной, по весу в два раза массивней меня. И больше я о нём ничего не знаю, по закону не положено. Два года тишины, и только потом, при взаимном желании, можно познакомиться и даже встретиться.
- Как вы чувствовали себя во время сдачи костного мозга?
- Чувствовала себя прекрасно! Был один примечательный момент. В кабинете донации стеклянная дверь. Лежу на переливании и смотрю, как мимо по коридору люди ходят. И вот останавливаются напротив мужчина и женщина – как мне потом сказали, из Татарстана. Мужчина приехал на донацию по вызову и взял с собой жену, потому что боялся. И сомневался до последнего. А ребёнок, с которым совпали показатели этого донора, умирал. Смотрят они на меня – а я смеюсь через стеклянную дверь, вся в проводах, по которым циркулирует кровь. Мужчина очень удивился: «Чего это она смеётся, не больно, что ли?». Посмотрел-посмотрел, и решился. Сказал жене: пойдём, подпишем документы. Они ушли, а ко мне зашла врач и сказала: спасибо вам огромное за этот смех, вы сейчас спасли ещё одну жизнь!
У каждого человека есть миссия в этом мире. Думаю, моя – делать добро. Могу помочь – и помогаю. Я стала в Кирове 146 донором кроветворных клеток. Там мне рассказали, что уже два раза были случаи совпадения, когда доноры спасли жизнь другого человека.
У нас в России – 100 тысяч доноров костного мозга. А в Европе – миллионы. Поэтому нашим больным лейкозом приходится годами ждать донора с совпадениями по всем параметрам крови. Очень многие погибают, так и не дождавшись. Когда я приехала обратно, то предложила в клинике Инвитро, сотрудничающей с благотворительным фондом, организовать акцию по сдаче крови в реестр костного мозга с привлечением наших студентов. Но не нашла отклика.
- Вас как-то отблагодарили за благородное дело?
- У доноров костного мозга нет никаких льгот и привилегий. Наверное, потому, что это – разовая акция. Награда одна – спасённая жизнь. Но мне досталась и другая – 20 ноября из Кирова на адрес кооперативного техникума пришла бандероль с ведомственной медалью от Министерства здравоохранения, по инициативе работников гематологического центра. Эту медаль в торжественной обстановке мне вручила на педсовете директор нашего техникума Татьяна Георгиевна Проценко. Мне, конечно, было очень приятно.
- Родные вас поддержали в этом поступке?
- Да, муж меня очень поддержал, и дети тоже – их у меня двое, мальчик и девочка, большие уже. Сын – повар-кондитер, работает, а дочь – студентка Камчатского кооперативного техникума. И муж, и дети мною очень гордятся и даже восхищаются. Сын у меня вообще философского склада ума, увлекается японской культурой. Говорит мне: «Мам, делать добро – это твоя карма!».
А я думаю так: если делать много добрых дел, то любая твоя мечта осуществится. Жизнь – очень дорогая вещь! И я уверена, что нужно делать всё, чтобы её сохранить.
- А ваша мечта осуществилась?
- Думаю, да! Любящий муж, дети, любимая работа, любимая Камчатка – это всё у меня есть, и это очень ценно!
Татьяна Боева
Справка
Каждые 20 минут в России кому-то ставят диагноз – рак крови – злокачественное заболевание кроветворной системы. Кровь больше не может обеспечивать нормальное снабжение тканей организма кислородом и защищать его от инфекций, поэтому иммунитет пациента становится очень уязвимым.
Когда медикаментозное лечение и химиотерапия не могут обеспечить выздоровление, пересадка костного мозга становится единственным шансом на спасение жизни пациента, страдающего раком крови и другими тяжелыми гематологическими заболеваниями.
На родственного донора (родителей и родственников) могут рассчитывать менее четверти больных, нуждающихся в трансплантации, остальным требуется неродственная трансплантация. Для успешной трансплантации костного мозга нужно, чтобы набор генов, отвечающих за тканевую совместимость донора и реципиента максимально совпадали. Шанс встретить своего «генетического близнеца» – 1 на 10 000.
Всю информацию о донорстве костного мозга можно узнать на сайте Русфонда и по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-234-30-35.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.
Прежние новости на эту тему
- 16 октября 2019 года «Они улыбались в камеру, пока их кровь перетекала в контейнеры»
- 24 января 2019 года Как вариант. Иногда для настоящего счастья не хватает настоящей беды
КОММЕНТАРИИ
Очень мало, но ещё есть самоотверженные и порядочные люди! Спасибо вам!
Северянка, и так ясно ,что Вы это один человек, который пишите хвалебные комментарии. Одни Ваши восклицательные знаки, которые в каждом комментарии говорят о том ,что пишите один и тот же человек!!! Из тазовой кости берут не несколько миллилитров, Кстати, а почти 1000 миллилитров. Проблемы в том, что не надо на своем рабочем месте т.е в техникуме проводить пропаганду метода который ещё на стадии экспериментов, потому что закона о донорстве костного мозга ещё не существует.
Аня, какая вы молодец! Побольше бы таких людей!!!! Спасибо вам!!!!!
Правильно "Инвитро" отказалось устроить акцию с привлечением зависимых от преподавателя студентов для вступления в непонятно что. Вам надо, делайте что желаете, но студенты приходят учиться, а не подвергаться давлению идей преподавателя.
Это хорошо, что женщина взрослая, имеющая детей. А то предлагают молодым девочкам становится донорами, а как скажется на дальнейшем здоровье этих девочек никто не знает. Даёшь доноров костного мозга взрослых людей с осознанным выбором.