«Метод Гронхольма» – короткая психологическая пьеса испанца Жорди Гальсерана, смелого экспериментатора, отражающего реалии техногенного века, триумфально обогнула земной шар, от родной для автора Каталонии до Камчатки. В Аргентине по ней сняли триллер «Метод», но с русским дубляжом я его не нашёл.
В основе сюжета – необычное тестирование на стрессоустойчивость, проводимое некоей транснациональной компанией для кандидатов на высокооплачиваемую директорскую должность. В поисках «сильной личности», способной принимать нестандартные решения под психологическим прессом, эксперты отбирают кандидатов по методу шведского психолога. В закрытом помещении собраны для коллективного собеседования четыре кандидата: трое мужчин и женщина. На самом же деле общаться претендентам предстоит исключительно между собой, для чего им поступают в конвертах игровые задания и неприглядные факты из их же биографии, которые они предпочли бы не афишировать.
Как сказано в условии, дверь открыта и каждый волен уйти на любом этапе. Но ставки высоки, и «игра» продолжается, чертя всё новые линии, которые способен перейти человек ради карьеры…
Я внимательно посмотрел несколько постановок «Метода» (включая аргентинский) и, разумеется, побывал на репетиции камчатской версии. Первое, в чём можно смело развеять зрительские опасения – это отнюдь не пресловутая «чернуха» и не копание в белье. Претендентов тестируют не только на способность держать удар, но и на склонность к эмпатии, то есть к сочувствию. Несложно увидеть, что «победителя» игры неоднократно подводили к моральным развилкам, где он делал свой выбор. Притом делал сознательно, вопреки «смягчающим» подсказкам. И именно проявленное отсутствие эмпатии сыграло с ним злую шутку, приведя эксперимент к неожиданному финалу. Равнодушие к чужой боли и «причинам личного характера» не прибавило сил пришедшему к финишу претенденту. Холодным душем стал эффект бумеранга, когда агрессивность может обернуться против того, кто её проявил…
Очень актуальная, на мой взгляд, истина. Притом далеко не только в контексте этого разговора.
***
На Камчатке спектакль поставил молодой, но уже достаточно известный режиссёр Иван Миневцев, возглавляющий Челябинский Молодёжный театр «Молоток», лауреат множества престижных премий. На роли в спектакле он выбрал заслуженного артиста России Андрея Лепеева, артистов Светлану Дудареву, Дмитрия Андрюхина и Владимира Заварзина. Каждый из них не нуждается в представлении камчатским зрителям.
Режиссёр считает, что пьеса каталонского автора, как и поставленный по ней спектакль, в чём-то очень созвучны с классическим мотивами Александра Островского, где всегда в центре – ранимая человеческая личность. Здесь всё выстроено по канонам традиционной драматургии, с развитием, кульминацией и развязкой.
- Это история о человеке внутри человека, – сказал в нашей беседе Иван Миневцев. – Мы живём в мире, где ценностью часто становится не человек, а его общественная функция, его успешность, в том числе карьерная и финансовая. В мире, где понятие успеха во главе угла, для чего и появились все эти коучи, тренинги и прочее… Мы же стараемся донести, что сам человек, как слабое божеское создание, ценнее карьеры. Успех не должен быть самоцелью. Самыми простыми земными, семейными радостями человек может быть намного счастливее.
***
Задумавшись над высказанным сравнением пьесы с наследием русского классика, покопался в биографии автора. И вот любопытная деталь. Жорди Гальсеран (полное имя – Жорди Гальсеран-и-Феррер) обижается, когда его воспринимают исключительно, как автора «Метода Гронхольма». Диапазон его творчества действительно широк. В частности, он перевёл на испанский произведения многих классиков других стран, в том числе – «Ревизор» Николая Гоголя…
В заключении выскажу следующее. Хоть успех действительно не должен быть самоцелью, в чём я абсолютно согласен с режиссёром-постановщиком, но самому спектаклю и всем, кто принял участие в его постановке, от всей души пожелаем настоящего зрительского успеха!
Александр Крышталь
КОММЕНТАРИИ
Эмпатия - это не сочувствие, а способность понимать, что чувствует другой человек.