На сочинском курорте рассказали и показали, к чему может прийти проект «Три вулкана»
Сейчас специалисты ждут одобрения госэкспертизы камчатского проекта. Чтобы понять, что может дать этот проект полуострову, можно провести параллели. Журналисты побывали в горном кластере Сочи и пообщались с теми, кто строил и развивает курорт.
История курорта «Роза Хутор» началась в 2003 году, тогда стартовали подготовительные работы. Сначала они шли небыстрыми темпами, однако, когда стало известно о проведении Олимпийских игр в Сочи зимой 2014-го, скорость резко выросла. Первые подъёмники открылись уже в 2010-м. Всего инвестор – компания «Интеррос» – вложил в проект около 70 миллиардов рублей, по тогдашним курсам – примерно 2 миллиарда долларов США. Развитие не остановилось и после соревнований: одной из главных задач стало привлекать туристов не только зимой на горные лыжи и прочие «холодные» активности, но и летом. В итоге в 2023 году «Розу Хутор» посетило около 2 миллионов людей.
Амбиции камчатского проекта – его официальное название звучит так: всесезонный туристский кластер «Парк «Три вулкана» – пока гораздо скромнее. На стройку уйдёт, по последним планам, 67 миллиардов рублей (сейчас это $750 миллионов). Туристический поток на Камчатке с нынешних 370 тысяч за десять лет должен удвоиться, примерно половину этого роста планирует обеспечить новый кластер. Но авторы проекта утверждают, что это не помешает соблюдать основные принципы, в том числе в сфере природоохраны и экологии.
Что с экологией?
Первый вопрос, который сразу возникает при каждой такой стройке – это как она повлияет на местный ландшафт, местную экосистему. Специалисты курорта «Роза Хутор» озвучивают такие цифры: за четыре года посеяли больше 27 тонн семян, высадили 71 тысячу саженцев березы и тополя плюс 44 тысячи деревьев других видов.
Такие крупные проекты только на первый взгляд сугубо негативно влияли на природную среду, говорят в Сочи. Так, за последние 10 лет территории горного кластера Сочи получили то, чего не было за предыдущие 150 лет с начала освоения этой земли, перечисляет директор по устойчивому развитию курорта «Роза Хутор» Дмитрий Колосов:
- Впервые за это время появились централизованная система водоснабжения и водоотведения, канализования и канализационной очистки сточных вод для всего Краснополянского горно-туристского кластера. До этого здесь ничего не было. Котельные, которые используются на курорте, работают на газу и используют высокотехнологичное оборудование. Оно исключает выпадение загрязняющих веществ в сколько-нибудь значимом объеме в атмосферу. Управление отходами: в значительной степени мы освоили практику заготовки вторсырья из отходов, образующихся на курорте. Мы «выгребаем» фактически все отходы картонной упаковки, значительную долю пластика, значительный объем стекла, которые собираем на курорте ежемесячно.
Колосов также добавил, что опыт, который специалисты получили при возведении сочинского курорта, в значительной степени транслируется на «Три вулкана». Более того, в ближайшее время будут озвучены конкретные параметры камчатского проекта, и он станет «в значительной степени инновационным с точки зрения экологичности». «Он, как ожидается, будет примером организованного туризма, а не хаотичного, беспорядочного и разрушительного для хрупкой природы региона туризма. Я говорю о хаотичном движении автотранспортных средств, на которых сейчас в основном перемещаются туристы на Камчатке», - уточнил он.
Где брать работников
Настороженнее всех во время большой стройки в Сочи к происходящему отнеслись местные жители – частники, которые кормились с оказания услуг туристам. Когда им на смену пришел более цивилизованный отдых, их доходы, как им виделось, оказались под угрозой. Генеральный директор курорта «Роза Хутор» вспоминает, что, например, многие «джиперы» (те, кто возил туристов на внедорожниках) перешли работать на курорт и теперь водят ратраки. Это транспорт на гусеничном ходу, которым часто пользуются на горнолыжных объектах. «Они, может, даже больше зарабатывают здесь у нас, чем они зарабатывали, занимаясь таким диким бизнесом. Если сейчас положить на чашу весов – как было лучше, раньше жить или сейчас, я хочу сказать, что появились рабочие места достаточно достойные», - добавляет Александр Белокобыльский. Он уверяет, что местным не стоит бояться. На таких объектах чаще не хватает людей, чем рабочих мест:
- Это горничные, это клининг. Хозяйственная сфера, озеленение. Дефицит электриков, сантехников. Во многом это связано с тем, что постоянно появляются новые объекты, на них тоже эти люди нужны. Да, проблема с кадрами есть, но всему можно научить. Своих ребят пошлём на Камчатку. Они обучат ваших людей на ратраках, с оснежением, со всем остальным. У нас команда большая, и поэтому – мы же не только здесь и на Камчатке, мы еще развиваемся по многим вопросам – будем помогать.
Центр восстановления леопарда
Среди самых заметных примеров того, что развитие крупных проектов не заканчивается одним главным объектом – Центр восстановления леопарда на Кавказе. Его организацией в сочинской агломерации параллельно со строительством курорта «Роза Хутор» также занимался «Интеррос». Переднеазиатский леопард к концу XX века фактически исчез из российских лесов. Затем президент инициировал программу реинтродукции этого вида, а предприниматели её поддержали. Сейчас же популяцию медленно, но упорно восстанавливают. Задача-максимум центра – создать на воле жизнеспособную популяцию как минимум в 50 животных, на данный момент сотрудники взрастили и выпустили около полутора десятков. Посреди леса выстроена целая сеть больших вольеров: в одних звери живут, в других ждут и выращивают потомство, в третьих учатся охотиться на животных… Отдельно их учат опасаться людей и не трогать домашних животных. Для этого вырабатывают реакцию на определенные звуки – например, звон колокольчика. Его закрепляют на козе, которую подводят к вольеру сначала вместе с человеком, а затем и без него.
Сейчас в вольерах воспитывают леопарда Умку. 8 июля он отметил годовщину своего рождения. Будучи брошенным матерью в месячном возрасте, он получал еду и заботу от сотрудников центра и поэтому его не выпустят в природу: он не боится людей. Но на него надеются как на потенциального отца будущих леопардят центра.
Это то, что называют «социальной ответственностью бизнеса»: формально никто не обязан вкладываться во что-то, кроме самого проекта. Но фактически, после переговоров с местными и не только властями, помимо основной деятельности крупные инвесторы обязательно занимаются и сопутствующей.
Что делает курорт всесезонным: примеры
Если центр восстановления леопарда не находится на самом курорте, то парк альпак (южноамериканские ламы семейства верблюдовых) расположился прямо на его территории. Добираются туда на подъёмнике и автобусе-шаттле. Цель этого парка – не сохранить численность альпак, они не находятся под угрозой. Это скорее один из способов сделать интересным времяпрепровождение на курорте за пределами горнолыжного сезона. К альпакам можно подходить, даже заходить в вольер; гладить, кормить и фотографироваться бок о бок. Сейчас в парке под названием «Пача Мама» больше 80 животных, как взрослых, так и маленьких. Это делает его крупнейшей фермой альпак в России.
***
Как говорят сотрудники курорта «Роза Хутор», они до сих пор открывают для себя в окрестностях новые достопримечательности, которые можно показывать туристам. Так в 2017 открылись парк водопадов, названный «Менделиха» в честь одноименной реки, и канатная дорога к нему. Прогулка по большому пешеходному кольцу вокруг нескольких водопадов занимает до 2 часов, а ведь сначала – до открытия курорта – об открытии такого парка даже не задумывались.
Курорт и город
За пределами курорта тоже кипит работа. Сочинские вузы и другие учебные заведения выпускают гидов, экскурсоводов; учат студентов волонтёрству, которое в первую очередь помогает впервые приезжающим в регион гостям. Для Камчатки такие квалифицированные специалисты будут ещё нужнее. Если в Сочи со стародавних времён туристы и так приезжали, то цель Камчатки – завлечь совсем новых посетителей. Это явно не простая задача, учитывая репутацию полуострова в Сети как красивого, но не предназначенного для комфортного отдыха региона.
В свое время с таким вызовом столкнулись сочинские учебные заведения. В связи с Олимпиадой 2014 года в город приезжали тысячи совершенно новых гостей, которые никогда не бывали здесь. Им нужно было всё рассказывать и показывать. А рынок туристических услуг тогда сложился достаточно дикий и состоял из «частников» с вытекающими проблемами качества услуг и ответственности коммерсантов (это примерно та точка, в которой находится сейчас Камчатка). Олимпиада, а затем и превращение Сочи в круглогодичный курорт (раньше он был преимущественно летним) всё поменяли, говорит директор Сочинского института Российского университета дружбы народов Александр Петенко:
- Раньше был частный сектор и крупных гостиниц, честно сказать, было немного, помимо санаторных баз. Затем крупные сетевые отели пришли в Сочи. И направления профессионального образования – технология продукции общественного питания, повар-кондитер - теперь практически все 100% студентов уходят туда на практику. И нам это хорошо, потому что стандарты этого бизнеса довольно высоки. Студенты пройдут практику и трудоустроятся. Кое-где уже работают управляющими, счастливы и довольны. Крупный бизнес, если с ним нормально взаимодействовать, он отзывчивый. Он готов вкладывать в науку, в образование, и мы это видим на себе.
На Камчатке, кстати, тоже уже готовят специалистов в туристической сфере – от КамГУ до учреждений среднего профессионального образования.
***
А один из вузов Сочи и вовсе построили именно инвесторы. Готовое и оснащённое 15-этажное здание Российского международного олимпийского университета ценой, по нынешнему курсу валют, 45 миллиардов рублей «Интеррос» в 2013 году передал государству. Сейчас в вузе получают образование будущие магистры спортивного администрирования и управления. Среди них бывшие чемпионы страны и мира в разных видах спорта, которые после завершения спортивной карьеры решили остаться в отрасли уже в качестве управленцев.
Заключение
Работники курорта «Роза Хутор» отмечают одно из основных удобств для гостей. Это близость к аэропорту и вокзалу Адлера – от них до курорта 45 километров, или 1 час пути. Обычно дорога до подобных комплексов гораздо дольше. Здесь можно проводить параллели и с будущим парком «Три вулкана» - от аэропорта до сопки Горячей, где планируется основное строительство, около 50 километров.
Создание круглогодичного курорта в Камчатском крае с многомиллиардными вложениями – это вызов для «Интерроса», считают специалисты. В сочинском регионе привыкли воспринимать туристический поток как что-то само собой разумеющееся. Иное дело – Камчатка, которую любители «дикого» туризма уже давно знают, а вот ценители комфортного отдыха обычно даже не рассматривают. Здесь нужно делать так, чтобы проект «Трёх вулканов» всё изменил и привёл к системной организации туризма на уровне всего региона: от встречи гостей с самолёта в Елизово до соблюдения современных «зелёных» стандартов качества.
Несколько фактов о горном курорте «Роза Хутор»
- Протяженность горнолыжных трасс – 105 километров
- Протяженность пеших троп – 110 километров
- Число канатных дорог – 32 (из них 11 кресельных, 8 гондольных)
- Число рабочих мест – 2500—2700
- Система искусственного оснежения включает 404 пушки, два искусственных озера. Общая площадь оснежения – 100 гектаров
- Сезон катания – до 140 дней в году
- Число гостиниц и апарт-отелей – 23
- Число объектов торговли, питания и сферы услуг – более 50
Несколько фактов о проекте всесезонного туристского кластера «Парк «Три вулкана»
- Протяженность горнолыжных трасс – 30 километров
- Число канатных дорог – 3
- Число гостиничных номеров – 1000
- Число рабочих мест – до 1500
Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Прежние новости на эту тему
- 28 июня 2023 года Детская футбольная команда Камчатки выступит на соревнованиях в Москве
- 2 марта 2023 года На Камчатке паспортизировали новый зимний маршрут «По следам Берингии»
- 22 декабря 2022 года Власти Камчатки обещают открыть проезд к Вилючинскому перевалу до конца года
- 14 декабря 2022 года На Камчатке упростят правила проезда в сторону Мутновского перевала
- 3 октября 2022 года На Камчатке подключение парка «Три вулкана» к электросетям оценили в 4,3 миллиарда рублей
КОММЕНТАРИИ
Всё красиво в планах, которые при их осуществлении существенно поменяются в худшую сторону. О чём можно с уверенностью говорить сегодня это: - первозданной природы там не будет совсем; - хозяева территори свободнвй доступ для местного населения аннулируют; - ни о каких рабочих местах для жителей Камчатки можете даже не мечтать - это уже устоявшееся практика объектов ТОР; - бюджет, то бишь жители края в третей очереди его потребления, не получат абсолютно ни чего, более того: за бюджетные средства (за счёт благополучия местного населения) будет содержаться вся инфраструктура (дороги, элсети, теплофикация и тд).
Гладко было на бумаге,да забыли про овраги,Мы все забываем к чему это приводит,Маасквичи и так уже захватили всю Камчатку и тут будет тоже самое.Цены будут дикие,сервис ужасный,дороги убитые,природа загубленная.А всё идёт оттого,что прибыль хотят сразу и много.Дикий бизнес.....
Лож и обман ,очередное отмытие денежных средств..... Для жителей региона кроме загубленной природы и тысяч гастарбайтеров плюсов не будет...
Вранье. Работать на курорте будут гастарбайтеры. Местных на работу брать не будут. Как пример - Вексельберговская "Лагуна". Понаставят шлагбаумы, на охрану заезжих мордоворотов. Местных - в резервации. Вот и все.