Согласно представленным данным, в отчетном периоде индекс уверенности потребителей не изменился по сравнению с предыдущим кварталом, составив минус 11 %. В то же время исследование выявило некоторые изменения по составляющим индекса: в частности, уровень потребительской уверенности молодежи (возрастная категория 16–29 лет) понизился, в то время как уверенность респондентов старше 50 лет, наоборот, укрепилась.
По экспертному мнению аналитиков ВТБ Капитал основной негативный вклад в общее значение индекса уверенности потребителей внес субиндекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу, который понизился до минус 11 % (против минус 9 % в 4 квартале 2013 года), достигнув худшего значения за период с 2 квартала 2009 года. Также понизился субиндекс ожидаемых изменений в личном материальном положении, составивший минус 6 % (против минус 5 % в предыдущем квартале). Субиндекс благоприятности условий для крупных покупок опустился с минус 19 % до минус 20 %, а индикатор благоприятности условий для сбережений опустился с минус 36 % до минус 37 %.
Единственным компонентом индекса уверенности потребителей, который в 1 квартале 2014 года улучшился, стал показатель произошедших изменений в личном материальном положении, поднявшийся до минус 7 % (против минус 10 % в предыдущем квартале). Субиндекс произошедших изменений в экономике России остался на 4-летнем минимуме, составив минус 13 %.
Мы полагаем, что результаты опроса оказались бы более негативными, если бы он проводился не в феврале, а в марте, когда на уровне уверенности потребителей начал отражаться так называемый шок неопределенности, вызванный напряженной геополитической ситуацией.
Следует особо отметить, что индекс благоприятности условий для сбережений находится на многолетнем минимуме. В сочетании с ухудшением показателя благоприятности условий для крупных покупок это дает основание предполагать, что норма сбережений домохозяйств начала повышаться. Рост сбережений представляется логичным, учитывая жесткую монетарную политику, проводимую денежными властями, и неготовность населения расходовать средства в условиях возросшей неопределенности.
Что касается дальнейшей перспективы, мы ожидаем, что в условиях снижения общей рублевой инфляции, ожидаемого роста уровня безработицы (с поправкой на сезонные факторы) и замедления роста зарплат (как в государственном, так и в частном секторе, которые вынуждены оптимизировать расходы), уверенность потребителей в ближайшие месяцы продолжит ослабевать, даже если исключить шок со стороны внешних факторов.
Владимир Колычев, Дарья Исакова,
Аналитики ВТБ Капитал