Российский финансовый рынок испытывает нехватку ликвидности ввиду отсутствия возможности привлечения ресурсов в западных банках и одновременной необходимостью крупнейших компаний выплачивать по своим обязательствам перед западными банками.
С учетом объективного увеличения стоимости кредитования, а также падения продаж в целом ряде секторов российской экономики, вызванной резким ослаблением национальной валюты, банки пересматривают свои подходы к кредитованию и риску. Средний уровень ставок для корпоративных клиентов будет расти, отражая действия ЦБ по поднятию ключевой ставки. «В ВТБ конкретное значение ставки зависит от клиента и его кредитного рейтинга», – комментирует Евгений Орлов, управляющий филиалом ВТБ в Хабаровске.
Несмотря на изменившиеся рыночные условия, ВТБ продолжит работу с сегментом «средний бизнес». «Как показал опыт прошлых лет, средние компании в кризис растут быстрее, – подчеркнул Евгений Орлов. – У таких компаний больше возможностей для роста, так как в силу масштабов бизнеса и мобильности они быстрее приспосабливаются к изменению экономической среды. Более того, средние компании даже в сложных условиях ищут новые ниши, занимаются импортозамещением».
К сегменту среднего бизнеса ВТБ относит клиентов с выручкой от 300 миллионов до 10 миллиардов рублей. В России насчитывается несколько десятков тысяч компаний данного сегмента. Большинство из них существуют на рынке уже 10-15 лет. Бенефициары, как правило, сами участвуют в управлении, чаще они заинтересованы не в покупке одного продукта, а в поиске стратегического партнера в лице банка.