Мы полагаем, что в 1к15 под давлением последствий ослабления рубля рост ИПЦ еще больше ускорится, прежде чем во втором полугодии инфляция начнет снижаться под воздействием бизнес-цикла. На наш взгляд, риски повышения инфляции в ближайшем будущем в сочетании с дальнейшим снижением цен на нефть пока не позволяют рассчитывать на смягчение монетарной политики.
Годовая инфляция цен на продовольственные товары продолжила расти, достигнув 15,4 % (против 12,6 % в предыдущем месяце). На долю продовольственного сегмента пришлась почти половина (110 бп) ускорения роста общего ИПЦ. При этом, как и в ноябре, две трети общего подъема цен на продовольственные товары пришлось на продукты, запрещенные к импорту в Россию. Тем не менее ускорение роста цен носило более широкий и значительный характер, из чего можно сделать вывод, что ослабление рубля также начинает все более ощутимо влиять на цены.
Основным фактором ускорения инфляции было воздействие от ослабления рубля, о чем свидетельствует значительно более выраженный рост цен в импортоемких сегментах, таких как зарубежный туризм (17,5 % за месяц), бытовая электроника (14 % за месяц), бытовая техника (12 % за месяц), персональные компьютеры (8,9 %) и т. д. на фоне дестабилизации девальвационных/инфляционных ожиданий.
Беспрецедентный по масштабу и более ранний, чем можно было бы ожидать, эффект переноса от ослабления рубля указывает на то, что чрезвычайная волатильность обменного курса могла существенно повлиять на девальвационные/инфляционные ожидания. Предположение подтверждается и данными о том, что в декабре население активно переводило сбережения из рублей (отток депозитов) в реальные активы (потребительские товары длительного пользования, жилье) и иностранную валюту. Инфляция достигнет пика в 1к15. Мы полагаем, что в ближайшее время под влиянием ослабления рубля инфляция продолжит расти, а ее пик в 13–14 % будет достигнут в 1к15. Начиная с 2п15 под воздействием бизнес-цикла тренд начнет меняться на противоположный. Правда, для реализации дезинфляционного сценария необходимо, чтобы наблюдаемый всплеск инфляционных ожиданий не привел к появлению более долгосрочных вторичных эффектов, т.е. к ускорению роста зарплат.
Впрочем, на наш взгляд, это маловероятно, поскольку занятые в частном секторе не обладают достаточной переговорной силой, а планы правительства по индексации зарплат в госсекторе выглядят весьма консервативно.
Владимир Колычев, ВТБ Капитал