ИА «Кам 24» попросило рассказать о причинах расширения границ ТОР генерального директора Корпорации развития Камчатки Юлию ХАРИТОНОВУ:
- Подписанное председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым постановление № 1580 призвано обеспечить реализацию одного из важнейших, как для нашего региона, так и страны в целом, инвестиционных проектов в сфере логистики и расширения доступа российских энергоносителей в страны Восточной Азии – Китай, Республику Корея и Японию.
В состав ТОР вошли акватория бухты Бечевинской и часть суши, прилегающей к ней. Здесь в ближайшее время ПАО «НОВАТЭК» планирует начать, как следует из недавних заявлений, совместно с зарубежными партнерами из Франции и Японии строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа.
СПГ, добытый на арктических месторождениях, эксплуатируемых ПАО «НОВАТЭК», танкеры ледового класса будут доставлять к восточному побережью Камчатки. Для этих целей в дополнение к уже действующему флоту газовозов, способных оперировать на трассах Северного морского пути без сезонных перерывов, на приморском заводе «Звезда» строится пять танкеров класса Arc7. По сведениям «Коммерсанта», к 2030 году НОВАТЭКу потребуется 67 таких судов. На сегодняшний день газодобывающая компания договорилась со «Звездой» о строительстве 14 газовозов ледового класса…
От берегов Камчатки, из незамерзающей бухты Бечевинской, сжиженное топливо после кратковременного хранения танкеры, предназначенные для плавания в умеренных и тропических широтах, доставят к конечным потребителям. Такая схема, согласно расчетам, обеспечивает рентабельную экономику транспортировки СПГ.
Планируется, что терминал СПГ в бухте Бечевинской обеспечит потребности энергетического комплекса региона. В качестве решения этой задачи предлагается строительство танкера водоизмещением 10 тысяч тонн, которому предстоит перевозить топливо из бухты Бечевинской в Петропавловск-Камчатский.
Согласно первоначальным данным, на комплексе после ввода его в эксплуатацию высокотехнологичные рабочие места получат около двухсот человек. Частные инвестиции в реализацию проекта превысят 70 миллиардов рублей. Ожидается, что налоговые поступления в бюджеты всех уровней к началу 2028 года превысят 24,5 миллиарда рублей. Но, скорее всего, эти цифры инициатор проекта скорректирует в сторону повышения. Как следует из недавнего заявления главы ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, российская энергетическая компания в связи со значительным приростом добычи топлива намерена увеличить мощности камчатского комплекса.
Существуют еще два масштабных логистических проекта, предусматривающих создание в незамерзающих бухтах восточного побережья Камчатки портов по переработке контейнерных грузов, следующих по Северному морскому пути. С одним из инициаторов таких проектов – ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» у Корпорации развития Камчатки заключено соглашение о сотрудничестве. Документ, подписанный 9 апреля текущего года, предусматривает взаимодействие сторон в рамках реализации проекта «Камчатский контейнерный терминал Северного морского пути».
Постановление кабинета министров о включении участков суши и водной поверхности, на которых предстоит возвести морской перегрузочный комплекс, в состав территории опережающего развития позволит зарегистрированному в краевом центре ООО «НОВАТЭК-Камчатка» получить статус резидента ТОР. Он предоставляет инициатору инвестиционного проекта значительные административные, налоговые и таможенные льготы. О том, насколько преференции существенны, позволяет судить даже один частный факт. Таможенные льготы позволили четырем камчатским резидентам ТОР и СПВ, суммарный объём инвестиций в проекты которых составляет около 7 миллиардов рублей, сэкономить за десять месяцев текущего года почти 400 миллионов рублей.
На сегодняшний день в крае зарегистрированы 94 резидента территории опережающего развития. Значительной части из них в получении статуса резидента ТОР помощь оказывала Корпорация развития Камчатки.
Общий объём инвестиций в проекты, заявленные резидентами территории опережающего развития, превышает 50 миллиардов рублей. Вхождение ООО «НОВАТЭК-Камчатка» в состав ТОР позволит увеличить эту сумму, по крайней мере, втрое.