Он является основополагающим документом стратегического планирования социально-экономического развития полярных субъектов Федерации и примыкающих к ним территорий и морских акваторий, а также обеспечения защиты национальных интересов страны на громадном пространстве российской Арктики.
Генеральный директор Корпорации развития Камчатки Юлия Харитонова отметила, что в Указе Владимира Путина дается расширенное толкование определения Арктика. В неё включены «прилегающие части Атлантического и Тихого океанов». Что вполне закономерно, считает Юлия Харитонова. Еще в XIX веке за Камчаткой закрепился статус ворот в Арктику. Сегодня такая модальность полуострова обретает дополнительные значение и звучание. На Камчатке предстоит реализовать несколько крупнейших инвестиционных проектов, призванных обеспечить формирование инфраструктуры Северного морского пути.
В Указе президента это направление государственной политики в макрорегионе выведено в отдельную категорию. Подчеркивается, что «развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации», входит в число основных национальных интересов РФ в Арктике.
И Камчатке в решении этой задачи отводится не последняя роль. Уже в текущем году ПАО НОВАТЭК и его иностранные партнеры намерены начать в бухте Бечевинской строительство морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа. ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» формирует проектно-сметную документацию камчатского контейнерного терминала для обслуживания грузов, следующих по Северному морскому пути.
В регионе уже созданы логистические мощности, ориентированные на обслуживание СМП. Среди них терминал «Сероглазка». Он обеспечивал прошлой осенью приём и отправку лихтеровоза «Севморпуть» с грузом камчатских морепродуктов через Арктику в Санкт-Петербург. Планируется, что в текущем году «Сероглазка» обслужит несколько судов, задействованных на маршруте из Петропавловска в европейскую часть страны.
Возможность такого сценария подтвердил в январском интервью интернет-изданию «PRO-ARKTIC» заместитель директора дирекции – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко: «В настоящее время работаем над тем, чтобы эту линию «раскатать». Для этого рассматриваем возможность аренды других судов-контейнеровозов. Предварительные расчеты показывают эффективность использования двух контейнеровозов вместимостью по 400 сорокафутовых рефрижераторных контейнера».
Планируется сократить камчатский рыбный маршрут, направляя добытые промысловиками региона морепродукты не в Петербург, а в Мурманск, что повысит рентабельность логистики.
Говоря о камчатских инвестиционных проектах, ориентированных на Северный морской путь, нельзя обойти вниманием комплекс по хранению и складированию нефтепродуктов ООО «МС-Бункер». Завершение реализации инвестиционного проекта планируется в текущем году. Основным направлением работы предприятия станет обеспечение бункеровки топливом судов, оперирующих в Арктике.
Есть еще один важнейший вид государственной деятельности, который также делает Камчатку действительными восточными воротами в Арктику.
Доминантное внимание в Указе Владимира Путина уделяется вопросам обеспечения национальной безопасности в макрорегионе, в том числе в сфере защиты и охраны государственной границы. Решение этой задачи в восточном секторе Арктики обеспечивают корабли и береговые подразделения пограничного управления ФСБ России, штаб-квартира которого находится в Петропавловске-Камчатском.