Президент ВАРПЭ Герман Зверев 17 января обратился к вице-премьеру – министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову с предложением распространить меры поддержки на все предприятия, инвестирующие в строительство рыбопромысловых судов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот (копия письма имеется в распоряжении редакции ИА «Кам24»).
Сложившаяся ситуация со строительством судов, включая меры поддержки, обсуждалась на совещании под председательством Дениса Мантурова 30 декабря прошлого года. «В связи с ограниченным участием предприятий рыбной отрасли в совещании, итоговые поручения учитывают интересы лишь трех рыбопромышленных холдингов, реализующих менее 38% инвестиционных проектов в части судостроения (39 из 105 законтрактованных судов)», – говорится в письме руководителя крупнейшего отраслевого объединения России.
В числе предложенных мер поддержки, которые предлагается распространить на всех инвесторов, предоставление кредитных каникул, реструктуризация кредитной задолженности с учетом возможных сроков сдачи судов и отмена требования предоставления банковских гарантий для всех предприятий, инвестирующих в строительство рыбопромысловых судов на первом этапе программы инвестиционных квот и столкнувшихся с вынужденным переносом сроков строительства. Ожидается, что программа в части судостроения будет завершена только к 2028-2029 годам.
«В течение всего периода задержки строительства судов инвесторы будут вынуждены выполнять свои финансовые обязательства перед банками. Так, к примеру, фактические затраты «РК им. Ленина», на обслуживание банковской гарантии с учетом ее продления по еще нереализованным проектам по строительству 1 крупнотоннажного, 2 среднетоннажных и 6 малотоннажных рыбопромысловых судов в рамках программы инвестиционных квот возрастут двукратно (с 30,8 млн до 63 млн рублей)», – говорится в обращении главы ВАРПЭ
Как ранее сообщало ИА «Кам24», камчатские предприятия в числе первых приняли участие в новых отраслевых инициативах по объему строительства флота и береговых заводов. Объем инвестиций превышает 63 млрд рублей. Построено шесть береговых современных комплексов и три среднетоннажных судна, на стадии строительства еще 17 судов и один береговой комплекс. Значительные средства в строительство и модернизацию флота и рыбозаводов многие компании полуострова, включая крупнейшего в крае добытчика минтая «Океанрыбфлот», осуществляют и без прибавки в квотный портфель. За 13 лет предприятия самостоятельно инвестировали в отрасль более 80 млрд рублей, открыли 5,5 тысяч рабочих мест.
От редакции отметим, что протокольное решение по итогам совещания под председательством Дениса Мантурова отражает все те риски со строительством флота, на которые Всероссийская ассоциация рыбопромышленников обращала внимание на протяжении всего 2022 года. Это и срывы графиков строительства, и сложное финансовое положение верфей. При этом Ассоциация вносила и предложения по повышению финансовой устойчивости участников программы инвестквот, в том числе в части отмены требования по банковским гарантиям, реструктуризации кредитов и отсрочке кредитных платежей в рамках мер поддержки экономики в условиях пандемии коронавируса (в мае 2020 года в адрес вице-премьера Виктории Абрамченко) и первоочередных мер поддержки рыбохозяйственного комплекса в условиях действия санкций в отношении Российской Федерации (в марте 2022 года в адрес председателя правительства Михаила Мишустина). Однако лишь некоторые из указанных предложений были реализованы.