«Кижуч, который приходит на нерест из моря в крупные притоки озера — хорошо известное явление. Однако в сентябре этого года ученым заказника удалось поймать двух половозрелых самцов, которые созрели в озере, миновав этап нагула в море. Это первый зарегистрированный случай в истории ихтиологических исследований водоёмов Южно-Камчатского заказника и Курильского озера в частности», — сообщили в пресс-службе Кроноцкого заповедника.
О том, что пойманные кижучи не покидали пресный водоём в течение всей жизни, свидетельствует пища в желудках обеих рыб. Как известно, лососевые рыбы, которые созревают в море, перестают питаться к началу нереста. Это подтвердил и анализ структуры чешуи.
«По-видимому, появление в Курильском озере форм лососевых, созревающих в пресной воде, — следствие повышения температуры воды в последнее десятилетие. В настоящее время условия нагула в Курильском озере могут обеспечить рост и созревание некоторого числа особей кижуча», — рассказала научный сотрудник Кроноцкого заповедника и института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН Елизавета Кириллова.
Самцам требуется меньше энергии для созревания, поэтому, появление живых тихоокеанских лососей в водоёмах — широко распространённое явление. Например, кижуч известен в ряде озёр Камчатки: Саранном, Голыгинском, Халактырском. Во многих реках Западной Камчатки обитают карликовые самцы — симы.
«Судя по всему, в настоящее время мы являемся свидетелями начала изменений внутривидовой структуры ихтиофауны Курильского озера. О том, каким образом это отразится на состоянии популяции нерки, сейчас говорить рано, потому как заметный эффект может проявиться не через один десяток лет», — добавила Елизавета Кириллова.