Гуйчжоу: жители мяо, знаменитая водка и свежий воздух
(продолжение. Часть 1, часть 2)
Этот регион Китая начал бурно развиваться позже восточных территорий. Так, например, провинция Гуйчжоу – следующая в маршруте – еще три года назад была последней, 31-й, по ВВП на душу населения. Об удаленности провинции от экономических центров говорит, например, время в пути до ее главного города Гуйяна. От Пекина путешествие на самолете займет 3 часа, на скоростном поезде – 9-10 часов, а на обычном – от суток до полутора.
В последнее время экономика Гуйчжоу сделала рывок, и сейчас провинция выбирается из списка аутсайдеров. Ежегодно валовый внутренний продукт провинции растет больше чем на 10 процентов. Появляются и стартапы, которые известны по всей КНР и даже задумываются о международной экспансии.
Ну а природными достопримечательностями в Гуйчжоу могли похвастаться и раньше. Например, расположенный в окрестностях столицы провинции, Гуйяна, водопад Хуангошу имеет рейтинг ААААА. Пять «А» по китайской классификации означает, что эта туристическая достопримечательность из тех, которой присвоен самый высокий статус. Шесть «А» уже не существует. В каждой провинции обычно есть по нескольку таких мест, например, в Гуйчжоу их пять.
Высота Хуангошу – 78 метров, а ширина – больше ста. Шум падающей воды, с одной стороны, заглушает человеческую речь, и гомонящих туристов уже не так слышно. С другой стороны, он создает такой фон, под который можно просто сесть и задуматься, замечтаться, на некоторое время забыть о проблемах и заботах и просто помедитировать. К водопаду ведет эскалатор, который некоторые называют «самым длинным в мире». Потом, впрочем, стало ясно, что есть оговорка – не самый длинный в мире вообще, а самый длинный из тех, что ведут к природным достопримечательностям.
Одна из традиций для тех, кто побывал на Хуангошу – сделать фотографию на фоне водопада, надев на голову венок, сплетенный из местных цветов. Венки найти можно легко – конечно же, с ними постоянно снуют торговцы, поэтому остаться без него очень сложно.
И еще одна нехарактерная для почти полуторамиллиардного Китая особенность: если прийти на водопад во второй половине дня, часа за полтора до закрытия, то людей там почти не будет. Все они к этому времени уже скопились в очереди на автобусы для обратной поездки домой. Вы же можете побродить по окрестностям, сфотографироваться на подвесном мостике, а может, и подобраться как можно ближе к водопаду в нарушение некоторых запретов, чтобы освежающие брызги Хуангошу долетали до самого лица – и никто этого даже не заметит.
Водопад находится у городка Аньшунь, что примерно в 50 километрах от столицы провинции. Большинство туристов не пытаются посмотреть на эту достопримечательность в «блиц-режиме», а остаются в окрестностях переночевать. Поэтому в районе Хуангошу есть и инфраструктура с гостиницами и ресторанами. Это позволяет во время поездки ощутить еще одну вещь, которая в перенаселенной стране необычна и редка: вид из гостиничного номера – это не шумная дорога с бетонными зданиями, а тихий сад с кустами, цветами и звуками птиц.
Со временем, возможно, и к этому району подберется цивилизация. В 2014 году как раз на территории между Гуйяном и Аньшанем создан новый район экономического развития. Он получил название по первым слогам городов – Гуйань. Сейчас население района – 1 миллион человек, а к 2030 году планируется, что будет больше 2-х с половиной миллионов. Учитывая, что стройку лично инспектирует председатель КНР Си Цзиньпин, за развитием этой зоны явно пристально следят из Пекина.
Еще одно местечко, где почти обязательно останавливаются туристы, поехавшие на водопад – деревня Тяньлун Туньбао (иногда ее называют Тяньлун Тунпу). История этого поселения началась в 14-м веке, более 600 лет назад. Тогда на территорию современной провинции Гуйчжоу послали армию династии Мин, чтобы укрепиться в этом районе. А Тяньлун Туньбао – один из основанных армией гарнизонов, в отличие от остальных, сохранившихся до наших времен. Здесь все каменное – дороги, дома, стены, ворота, смотровые вышки. Населяют деревню этнические ханьцы – самая распространенная национальность в Китае (да, на самом деле национальности «китаец» нет – КНР населяют десятки разных этносов). Но так как представители минской армии слишком долгое время обособленно жили от «большой земли», то и назвать их типичными представителями хань уже нельзя – они обособились от остальных людей и научились выживать самостоятельно.
Сейчас в деревне живут примерно 5 тысяч людей, в ней больше тысячи домов. Государство сделало Тяньлун Тунбао одним из показательных туристических аттракционов и берет деньги за вход внутрь, так что проблем с выживанием теперь у местных жителей нет. Напротив, они способствуют тому, чтобы «старый» дух здесь сохранялся. Гуляя по улочкам, можно встретить ставящего набойку на сапог старичка; мастера, вырезающего очередную поделку из большой деревянной коряги, или повара с огромным воком (глубокой сковородой) кипящего масла, где исчезают продукты, чтобы потом появиться совсем в другом, поджаристом и готовом к употреблению виде.
А еще для гостей деревни по расписанию устраивают представления местной оперы, в ожидании которых, например, можно скоротать время за луком. Кто попадет в мишень, тот особенный: без тренировки дай бог чтобы стрела хотя бы прямо долетела до противоположной стены, не говоря о попадании в «десяточку».
Эта деревня не самая «засвеченная» среди туристов, как китайских, так тем более иностранных (кстати, Гуйчжоу – одна из пока не изведанных территорий для большинства людей из России и других стран – на одного иностранного туриста приходится 600 китайских). Еще одна культурная и историческая достопримечательность, древний город Цинъянь, гораздо более разведана посетителями. С сотнями отзывов Цинъянь находится на второй строчке в списке главных достопримечательностей вокруг Гуйяна на популярном сайте TripAdvisor.
Этот город построили в 1378 году. Окруженный стенами, он служил для военных целей. В нем по-прежнему 4 входа, каждый из них раньше украшали каменные плиты, бывшие символами города. До наших дней сохранилось три из них. Также как и сохранилось большое религиозное разнообразие – в городке, где сейчас живет около 10 тысяч человек, есть буддисты, таоисты, и – сюрприз – очень немало христиан-католиков. Последнее – благодаря французскому миссионеру, приехавшему сюда в середине XIX века.
Городок компактный, и правильно выбрав маршрут, можно увидеть его почти весь, начав круговой маршрут в одной точке и закончив почти в ней же. Обязательным пунктом – пройти через местную «великую китайскую стену». Она, конечно, не сравнится с большой и всемирно известной, зато по ней можно прогуляться в течение 20-30 минут, почти не потратив силы, и сделать красивые фото на фоне всего Цинъяня.
Здесь стоит полакомиться местными изделиями, которые готовят прямо при прохожих и с радостью дают попробовать. Это могут быть и булочки с запахом, привычным для европейцев, и полумороженое-полулед с местными ягодами, и ореховая смесь – что-то среднее между козинаками и «раковыми шейками». Впрочем, с теми или иными изменениями подобной снедью туристов будут угощать везде. Как и торговать ювелирными изделиями, особенно серебром. По внешнему виду оно отличается от того, что продается в России, а по цене примерно одинаково. Так что кто-то из туристов проходит мимо, опасаясь наткнуться на невысокое качество, а кто-то подбирает себе подходящий по виду и стоимости сувенир и увозит его на память.
В Цинъяне неискушенный европеец не сможет отличить одних местных жителей от других. Между тем там живет немало представителей национальности мяо. Провинция Гуйчжоу в КНР вообще известна своей национальной «пестротой». Тогда как в целом подавляющее число граждан Китайской народной республики – ханьцы, здесь больше трети принадлежат к меньшинствам. Среди меньшинств же больше всего мяо – их около 4-х с половиной миллионов на 35-миллионный регион. Их легко встретить повсюду, в том числе и на вышеупомянутом водопаде. Там они часто одеты в разноцветные одежды и притягивают к себе внимание.
Ещё одна особенность этого достаточно удалённого от большинства густонаселённых районов Китая, о которой знают жители страны – это её природа. Некоторые называют Гуйчжоу «восточной Швейцарией» - это, возможно, слишком, но равнодушным сложно остаться, даже просто проезжая по шоссе на машине или автобусе. Горные пейзажи сочетаются с зеленью, свежим (а в Китае это втройне важно!) воздухом, порой кругом ни души, а приятную прохладу даже летом обеспечивает высокогорное расположение провинции – в среднем 1 километр над уровнем моря.
С давних времен провинция Гуйчжоу в Китае также известна своей водкой. Именно здесь в одноименном городе производится маотай – элитарный, дорогой напиток, который преподносят гостям руководители страны и с которым в качестве презента ездят в иностранные командировки. Стоимость бутылки маотай может достигать многих тысяч юаней. Это – традиционный предмет для гордости жителей Гуйчжоу. Теперь появляются и новые, современные, которыми представители провинции спешат поделиться.
К примеру, это Хочебан. Так называется компания, основанная тремя уроженцами Гуйчжоу в 2014 году. Она создала онлайн-систему, через которую владельцы грузовиков и клиенты находят друг друга. Если, например, человеку нужно перевезти 10 тонн риса из провинции Хэнань в Пекин, он оставляет заявку в системе и ждет ответа от дальнобойщика. Или, наоборот, водитель выставляет объявление: есть грузовик такой-то грузоподъемности, в такое-то время, готов увезти по такому- то маршруту / такой-то цене. По утверждениям компании, в системе уже больше 5 миллионов грузовиков, и благодаря сервису уменьшаются расход топлива, выбросы углекислого газа и холостой пробег. Экономию на одном топливе оценивают в 86 миллиардов юаней (чтобы оценить в рублях, надо сумму умножить примерно на 10). Как оказалось из большой карты со списком направлений, из юго-западной Гуйчжоу развозят грузы почти по всему Китаю. Правда, северная Хэйлунцзян в списке почти не значится – очевидно, все же слишком далеко.
Когда стало понятно, что система Хочебан из локальной становится национальной, она получила всемерную поддержку от властей по налогам и другие преференции, сравнимые с теми, что в России получают резиденты ТОР (территорий опережающего развития).
Еще один стартап, которые в Гуйчжоу с готовностью показывают гостям, носит имя Xbed. Ему всего год. Его идея – продавать гостиничные услуги под одноименным брендом, объединяя комнаты от множества мелких частных лиц. Большинству людей недосуг заниматься бухгалтерией, заселением, выселением, уборкой – поэтому они не сдают свое жилье. Когда же система централизована, считают в компании, многие захотят немного заработать.
Для клиентов в Xbed все происходит дистанционно. Например, попасть в номер можно, посмотрев в глазок – система опознает заранее сфотографированное лицо и пустит в номер. Никаких ресепшнов с ключами нет – ведь комнаты могут находиться в любом жилом здании, на любом этаже и как угодно разбросаны друг от друга.
В своей работе авторы стартапа находят и социальную пользу. Убирают номера после постояльцев простые люди, преимущественно из деревень, которые находят эту подработку тоже по Интернету. Для них проводят курсы профессиональной подготовки, это, соответственно, дальше повышает их потенциал для трудоустройства.
Пока система работает только внутри Китая. Кроме того, в комнаты Xbed нельзя заселяться иностранцам – для этого их паспорта надо регистрировать в полиции, а стартап до такого пока не дошел.
Гуйчжоу не находится на основных, привычных маршрутах российских туристов в Китае. Неизбалованность местных жителей вниманием гостей идет последним скорее на руку – здесь невысокие цены, опытные торговцы не норовят обмануть, а общение с людьми сопровождается искренними улыбками. От столицы провинции, Гуйяна, до Вьетнама всего 400 километров. Так что самостоятельным путешественникам вполне можно совместить отдых в этой азиатской стране с поездкой через Китай с юга на север. Если такую поездку запланировали, то те, кто остановится на несколько дней в Гуйчжоу, откроют для себя другой Китай и побывают совсем по другую сторону одной из самых больших стран мира.
Евгений Кузьмин.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.
Прежние новости на эту тему
- 27 ноября 2018 года Провинция Аньхой: все о китайской честности, искусственном интеллекте и странной еде
- 22 ноября 2018 года Рай по-китайски, или как в Ханчжоу любуются болотом и едят чай