Инициатива должна стимулировать интерес россиян к машинам на метане и увеличить внутреннее потребление газа. Сейчас доля такого транспорта в стране не превышает 1–2%, а утильсбор для грузовиков и автобусов может достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей. Эксперты считают, что отмена сбора заметно удешевит покупку газовых авто и подтолкнет рост их доли до 5% в течение ближайших лет — в том числе за счет импорта из Азии.
Минэнерго поддерживает идею и указывает, что газ как топливо в среднем в 2,6 раза дешевле дизеля. В стратегии заложено увеличение потребления метана как моторного топлива почти в 13 раз к 2050 году.
Однако у меры есть и риски: в случае отмены утильсбора может вырасти импорт, что осложнит положение российских производителей. Кроме того, ключевым барьером остается слабая инфраструктура — из 30 тыс. АЗС в стране лишь около 1 тыс. имеют метановые заправки.
Эксперты подчеркивают, что без развития сети газовых заправок, сервисных центров и упрощения регуляторных требований эффект от льгот будет ограниченным. Впрочем, обсуждение инициативы еще идет, и в 2026 году газовые авто, вероятно, все равно попадут под плановое повышение утильсбора — отменить его успеют позже.