Власть и культура. Особенности взаимоотношений.: Блог Станислава Германцева. ИА «Кам 24»

Власть и культура. Особенности взаимоотношений.: Блог Станислава Германцева

22 сентября 2014, 03:20 101326
9 комментариев
Взаимоотношения власти и культуры - это вечная история малых побед и многих разочарований, не в пользу искусства. Но, как показывает история, сменяются правители, рушатся империи, а культура разными путями, продолжает развиваться, зачастую вопреки всему.

Здравствуйте, уважаемые читатели.

В данной статье  я рассматриваю  "власть и культуру" на примере писателей. Немного фактов, немного мыслей... В принципе - это применимо ко всем людям, задействованных в данной сфере: музыкантам, художникам, библиотекарям, музейщикам...

Творчество желает вознаграждения. Чаще всего желают обрести известность или звонкую монету. В идеале – оба компонента во все времена составляли залог «успешности» сочинителя. Успешность – забавное слово, весьма  расплывчатый критерий, который не может полностью рассказать о качестве автора и его произведений. К счастью – это так.

Как считали некоторые особы обличённые властью, поощрение творца нельзя пускать на самотёк, дабы талант служил не только во благо чистого искусства, но и укреплял государственность. Касаемо самого вознаграждения – оно разнилось, соответствуя эпохе и щедрости властителя.

«Есть два вида наград: один достаются счастливцам при жизни, другой благодарное потомство вручает пасынкам судьбы после их смерти. »

Есть два  вида наград:  один  достаются счастливцам  при жизни, другой благодарное потомство вручает пасынкам судьбы после их смерти. Правда, не всегда можно понять, какой вид вознаграждения лучше.

По свидетельству датского летописца Сакса Грамматика (XII в.) некий бард Хьярно получил на поэтическом турнире датскую корону. Предыстория: умер бездетный король Фрото.  Народ, посовещавшись, решил: пусть принадлежит трон тому, кто лучше всех увековечит в стихах  славные дела умершего короля.

Джону Стоу, английскому аналогу Карамзина, повезло меньше. Известен выданный Стоу диплом, скрепленный  большой королевской печатью. Вот что в нем сказано. "Имея в виду, что возлюбленный подданный  наш, Джон Стоу, сорок пять лет собирал материалы для составления хроники Англии и еще восемь лет работал  над историей Лондона  и Вестминстера, то  есть почти всю  жизнь служил родине,-- в награду за эту большую работу Мы  милостиво позволяем ему у подданных  наших  на свои  личные нужды  собирать  милостыню.  Срок действия разрешения -- один год". На дворе – самое начало 17 века. За нищенство и попрошайство гуманные английские законы отправляли на виселицу. А с такой гербовой бумагой – в течении года нечего было опасаться. Этот документ примечателен тем, что власть в очередной раз перекладывает всю ответственность на народ, «прекрасный» вариант «оптимизации статей расходов и бюджета на культуру». Как знать, как знать… быть может эта блистательная идея найдёт достойное продолжение в умах и практике современных законодателей. Многое к тому идёт.

 

На фото: могила Джону Стоу. Каждый год благодарные потомки, знатные люди Лондон-Сити, вставляют в руку новое гусиное перо.

Настоящим меценатом  был  Людовик  XIV. Но и тут не обошлось без перегибов, ибо невозможно угодить всем и вычленить подлинные таланты. Король-Солнце велел  переписать  всех  писателей  и  назначить  им  что-то  вроде стипендии. Размер  ее  колебался  от  800  до 3000 ливров  в год. Составлял список, в соответствии с талантом, придворный поэт Шаплен, который ныне позабыт даже во Франции. Своя рука – владыка, и Шаплен, не дрогнув, отчитал себе 3000 ливров с формулировкой: «Г-ну  Шаплену,  величайшему  французскому  поэту  из  всех,  кто когда-либо жил  на свете». Мольеру перепала 1000 ливров, Расину – 800…  Не самый плохой расклад, пусть и не самый справедливый.

На фото: не самый плохой меценат за всю историю человечества Людовик  XIV.

Идеала в вознаграждении нет.  Вариант Людовика – меньшее из многих зол. Полное взаимопонимание и справедливость в отношениях «власть и  культура» найти не представляется возможным, но балансировать в неких разумных пределах, сохраняя остатки взаимного уважения – вполне по силам каждой из сторон.

Приятного Вам чтения!

Читатели комментируют

9 Станислав Германцев  23 сентября 2014, 09:20

Анотон2/ Интересный вопрос. У меня тоже самое бывает иногда. Я сам для себя решил, что в данном случае имеет место некое "литературное дежавю", Но обещаю вам поискать информацию. P.S. Быть может, в вашем случае, уж если мы имеем дело с произведениями одного и того же писателя (в данном случае АБС), всё может обстоять следующим образом. Каждый писатель - создаёт собственную реальность, даже если творит в сугубо реалистическом жанре. АБС - выдумали целый мир, со своей топонимикой, персонажами, характерами и судьбами. Вольно или невольно, они переходят из произведение в произведение. Бывает, что не только места, названия кажутся знакомыми, но и просто какие-то фразы (почему бы не использовать удачную фразу несколько раз в разных поризведениях?) Дежа сенти (одна из разновидностей дежавю) (Déjà Senti, т.е. уже прочувствованное) – это явление чего-то, что вы уже чувствовали. Это психическое явление, которое редко остается в памяти. Воспоминание обычно возникает при звуке голоса другого человека, озвученных мыслях или чтении. В отличие от других видов дежавю, при дежа сенти не возникает тень чего-то паранормального или неестественного. P.S. Нашёл в интернете мысли по этому поводу) "Ощущение дежа вю при чтении творения Софи Кинселла уже становится привычным: это я где-то видела, то - где-то читала, диалоги уже слышала и целые сцены кажутся откуда-то страшно знакомыми. "

8 Анотон2  23 сентября 2014, 08:09

Станислав, немного не по теме, но все же спрошу здесь:
Бывает, что при чтении, глаз цепляется за уже казалось бы виденную где-то деталь рассказа. Например то же самое место действия, или те же выдуманные названия. Например случайно перечитав накануне "Ночь на Марсе" АБС, в сборнике "Калейдоскоп", я вспомнил, что существует их же рассказ, тесно переплетающийся с прочитанным. В интернете информации нет. Может существует какое-то место, где я могу узнать подробнее?

7 Станислав Германцев  23 сентября 2014, 00:26

Екатерина Козина, Катеич. Темы - огромные, интересные Это на книги, монографии, но не для блога. Хотя бы тема: как влияла мода на литературу и литература на моду. Там не на 2 странички А4. Запахи в литературе - практически не исследовано. Тем - масса. Погода в литературе.
Как сказали Джотто в фильме "Декамерон" Пазолини: "Зачем воплощать работу в жизнь, когда настолько слаще просто мечтать о ней?) В чём-то он прав.

6 Екатерина Козина  22 сентября 2014, 23:58

А мне очень понравилось, но соглашусь с Натальей - маловато будет))) сделай цикл, чтобы немного полнее представить эту тему. И кончай кокетничать - то ты пишешь, что тема огромна, интересна и тд. А потом - ой, да кому это нужно :) нам нужно :) пиши, не отлынивай)))

5 Станислав Германцев  22 сентября 2014, 21:07

Наталья. Вы правы, Наталья. Написать могу многое. Формат блога - накладывает ограничение, это первое. Второе - будут ли мои обширные и пространные рассуждения о литературе и культуре интересными читателю? Письменность - это бесконечное волшебство.) Её исследовать можно вдоль, поперёк, по спирали.., психологические, бытовые, кулинарные нюансы в литературе...да какие угодно!). Тем - множество. В принципе, и книгу можно написать, только зачем она необходима? Будет пылиться на полке библиотечной в разделах 87, 85, 83, или 7 (смотря куда зашифруют).

Посмотреть все 9 комментариев