Пурговое Рождество у Пиначевского перевала: Блог Александра Крышталя
5 января, 05:30. В полумраке кордоновской избы растекается сонная нега, светятся огоньки налобных фонариков. Зябко. У печки суетится Саша Останин. Народ неохотно выползает из спальников и начинает сборы.
За окном подвывает набирающая обороты пурга. Готовимся к выходу, чтобы штурмовать перевал до усиления снегопада…
Замысел нашего руководителя, Натэллы Суслиной, был смелый и при этом вполне мог оправдаться при определённом везении.
«Перевал остался не взятым, но 4 дня прошли с пользой»
Что прогоноз на 5 января плохой, было известно: к Камчатке подходил мощный циклон со снегом. «Ударить» он должен был как раз в ночь на 5-е.
Мы выходили из Пиначева 4 января в 11:00. Задачей было пройти на лыжах с одной ночёвкой около 40 километров, преодолев примерно на середине пути Пиначевский перевал (1100 м). Конечная точка – Центральный кордон Налычевского природного парка, с его уютными домиками и оборудованными горячими источниками. Оттуда тем же путём обратно. На всё 5 дней, включая день отдыха в «Налычевском парадайзе».
Маршрут в общем хорошо известный и исхоженный. Сложность придавал только приближающийся циклон, который мы попытались «обогнать».
В поход пошло 7 человек, четверо из которых – «студенты» альпинистской школы Горного центра Петропавловска-Камчатского: наш руководитель Натэлла Суслина, военный из Елизова Женя Таневский, студентка КамГУ Снежанна Горлова и автор этих строк. Плюс трое «примкнувших»: преподаватель английского из кооперативного техникума Лена Смоляниченко, а также опытные лыжники-охотники Александр Останин и Сергей (фамилию, прости, так и не спросил).
18 километров до домов Семёновского кордона прошли без особых проблем. Везде была набита снегоходная шахма. Есть две крутоватые горки и несколько горок помельче, но сложной такую пересчёнку не назовёшь. Саша и Сергей тащили свои рюкзаки на санках-волокушах, успешно их используя на таких спусках, остальные съезжали на лыжах. У Натэллы и Снежанны были нормальные туристические – у них на переходе проблем вообще не было. У остальных в общем разнобой: от горных скитуров Жени Таневского (на ровной местности он объективно отставал от группы) – до моих коньково-прогулочных. У меня было преимущество в скорости, но съезжать с рюкзаком за плечами с высоких горок было неуютно. Ещё менее радужные перспективы вырисовывались для меня и других обладателей беговых лыж в виду предстоящего перехода через перевал.
Идти, как известно, по долине реки Пиначевской. Там куча мостков, некоторые из которых довольно плохонькие, но позволящие пройти реку. Примерно на 9-м километре – разваленный горбатый мост, по которому можно только проползти, передавая по цепочке рюкзаки и лыжи.
Я с этим странным мостом «столкнулся» ещё в июле, переправляя группу туристов из Чехии. Ничего с тех пор так и не отремонтировали, но зимой есть объезд по замёршему участку реки. К сожалению, мы это не сразу поняли, из-за чего потеряли время на переправе.
На Семёновский кордон пришли в 17:30 (шесть с половиной часов в пути). Сгущались сумерки, и Натэлла решила не идти дальше – на приют «Перевальный», где первоначально планировала устроить ночёвку. Это ещё около четырёх с половиной километров в сторону перевала. Но, в отличие от добротных домов Семёновского кордона, «Перевальный» –по сути сараюшка, притом достаточно запущенная. На «Семёнке», конечно, намного уютнее. На нары завалились уже в 20:00, чтобы пораньше встать.
Ночью разгулялась пурга. Утренняя оценка обстановки привела Натэллу к решению переждать кульминацию непогоды до 6 января, и мы с удовольствием завалились в сладкую спячку. За водой снаряжали экспедиции (их неизменным участником, порой, даже единственным) был Женя Таневский. За дровами ещё накануне съездили в лес женщины, рубку и распилку взяли на себя наши охотники. В итоге у нас было всё для полного счастья. Вечером Саша Останин даже организовал предрождественские гадания на карандашах.
6 января распогодилось. Но пройти дальше мы всё равно не смогли: снега намело по пояс и выше, лыжи проваливались. Ждали, что проедет хотя бы один снегоход на Налычево или обратно и набъёт хоть какую-то шахму. Но увы… Желающих не сыскалось. Ещё перед циклоном туда промчались два «снега» с туристами на санях, но обратно никто не спешил.
В итоге 6 января мы остались кататься на лыжах в ближнем радиусе от «Семёнки», а на следующий день, 7 января, бодро пробежали обратно в Пиначево менее, чем за 5 часов, включая часовой привал на обед.
В Налычеве, к сожалению, так и не побывали и перевал остался не взятым. Но 4 дня (вместо планировашихся пяти) прошли, я считаю, с пользой.
P.S.
Шедшая на Налычево днём раньше, чем мы, группа при участии Алёны Бутовой на Центральный кордон, насколько я знаю, дошла. Но выбраться оттуда раньше 8 января им вряд ли было реально… Может, Алёнка когда-нибудь расскажет об этом сама.
Руслан, газета украинской диаспоры на Камчатке, которую мы когда-то делали вместе с тобой, называлась "Батьківщина". По-моему, её давно нет. Присоединяйся к наши лыжным походам.
Александр, как поживает Батьковщина?)))))
telednevka@yandex.ru
Движение это не только жизнь, но и удовольствие от таких походов даже если не все задумки выполнены. Молодец Александр и вся компания. Чё дома сидеть?
прапорщик, тебя где буквы в слова складывать учили?