СМИ: губернаторы тратят на саморекламу миллиарды рублей: ИА «Кам 24»
OB

СМИ: губернаторы тратят на саморекламу миллиарды рублей

10 июня 2015, 14:26 5474

В регионах населению вбивается в голову, что местные власти делают всё для благополучия жителей, а если и есть проблемы, то они идут из центра.

«Синдром Хорошавина»

Как отмечается в одной из недавних публикаций газеты «Известия», многие российские губернаторы, вместо того чтобы оправдать президентское доверие делами, продолжают вливать миллиарды на собственный пиар.

«Несмотря на антикризисную программу по оптимизации расходов, главы регионов не отказывают себе в тратах на формирование своего положительного образа в СМИ, используя на это бюджетные средства», – пишет журналист Татьяна Бородина.

Компания «Медиалогия» проанализировала для «Известий» соотношение негативных и позитивных упоминаний региональными СМИ местных лидеров и президента. Согласно полученной статистике, (количество упоминаний губернаторов и президента в СМИ 35 регионов с 1 января 2014 года по 30 апреля 2015-го), разница между негативными и позитивными сообщениями о главах регионов доходит до сотен раз. Максимальная разница – позитивных публикаций в 215 раз больше.

Так, положительных сообщений про мэра Москвы Сергея Собянина было в 119 раз больше, чем отрицательных.

«Известия» отмечают, что расследования коррупции руководителей в местной прессе крайне редки: «Такие материалы появляются лишь в центральных СМИ. Это чрезвычайно опасная ситуация – в регионах населению вбивается в голову, что местные власти делают всё для благополучия жителей, а если и есть проблемы, то они идут из центра. Очевидно, что формирование такой повестки позволяет действующим губернаторам иметь поддержку электората».

В качестве характерного примера автор приводит ситуацию в соседнем с Камчаткой регионе, в Сахалинской области: «В столичной прессе уже вовсю шли разоблачения деятельности бывшего губернатора Хорошавина, а в регионе – статьи в его поддержку».

О себе любимых

Чтобы поддерживать позитивный образ, региональным властям требуются значительные средства, резонно замечает Татьяна Бородина: «В кризис они готовы секвестировать любые строки бюджета, включая зарплаты бюджетников, расходы на медицину и образование, но траты на пиар в СМИ они не снижают».

По данным автора, «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) подготовил рейтинг регионов, которые больше остальных тратят средств из бюджета на так называемое освещение деятельности органов исполнительной и законодательной власти. «Фронтовики» выяснили, что регионы за 2014 год не только не сократили свои имиджевые расходы, но, наоборот, увеличили их – с 33 миллиардов до 36,2 миллиарда рублей.

По данным ОНФ, в лидерах по запланированным тратам на пиар в 2015 году – Москва (13,6 миллиарда рублей), Московская область (3,03 миллиарда), Ямало-Ненецкий АО (1,8 миллиарда), Санкт-Петербург (1,2), Татарстан (1,2). При этом, в трёх вышеназванных регионах, кроме Петербурга и Татарстана, траты увеличились в сравнении с прошлым годом.

Камчатка на этом фоне выглядит более чем скромно с пиаровским «бюджетом» в 39 миллионов рублей (сокращённым в сравнении с 45 с половиной миллионами прошлого года).

Эксперты ОНФ, формируя рейтинг, обращали внимание в основном на закупки, направленные на информирование населения о поездках, выступлениях, интервью конкретных чиновников.

Плоды «золотого дождя»

Значительные траты на собственный пиар приносят плоды. По данным медиарейтинга губернаторов за апрель 2015 года, первое место занимает мэр Москвы Сергей Собянин, на третьем месте – глава Татарстана Рустам Минниханов, на пятом – губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

Помимо газет, телеканалов, радиостанций, которые непосредственно находятся в ведении регионов и соответственно напрямую финансируется из бюджета, стоит учитывать и независимые СМИ. Они не получают в открытую дотации из бюджета, однако эксперты отмечают, что власти могут использовать и другие механизмы для блокировки негативной информации или публикации позитива.

«Значительная часть бюджета любых СМИ – рекламный отдел, особенно в регионах. Золотым дождем считается финансирование системы размещения публикаций – когда публикуется не просто одно интервью, а целый ряд, происходит целенаправленное продвижение чиновника. Так как этот процесс продолжительный и продается пакетами, то он для СМИ в приоритете. Также к непрямым формам поддержки относятся арендные льготы, предоставление грантов, выделение отдельного финансирования, оказание транспортных услуг, выделение кредитного плеча, поддержка предпринимателей, которые аффилированы или связаны с этими организациями», – отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

К слову, по количеству позитивных упоминаний регионального лидера (Владимира Илюхина) в обозреваемый период Камчатка занимает одну из последних строчек в рейтинге 35 регионов с цифрой 167. Меньше показатели только на Алтае (122), в Кабардино-Балкарии (80) и Новгородской области (77). Разница с негативными упоминаниями (их на Камчатке зафиксировано 26) – 6 с половиной раз.

Для сравнения, в другом дальневосточном регионе, попавшем в рейтинг, в Хабаровском крае, соотношение позитива и негатива 271 и 17 соответственно (разница 17 раз).

Не связано ли это со скромностью вливаний бюджетных средств края в информационное обеспечение губернской власти?

В конечном итоге истинная эффективность любой администрации видна не в пиар-технологиях (они могут только временно что-то приукрасить или заретушировать), а в уровне и качестве жизни в регионе. С этим у нас на Камчатке всё очень непросто, что видно хотя бы по продолжающемуся оттоку населения («Кам 24» подробно сообщало об этом 26 мая).

Сумеет ли региональная власть переломить негативные тенденции? Это, как говориться, покажет время…

Подготовил Александр КРЫШТАЛЬ.

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!


Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться